Рабочая программа по дисциплине «Стратегический менеджмент» (Содержание курса. Экзаменационные вопросы)

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Содержание работы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

«СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

Содержание курса

Программа разработана для учебной дисциплины «Стратегический менеджмент», предусмотренной учебными планами для студентов очной формы обучения, очной формы по сокращенной программе и вечерней формы обучения по специальности 061100 «Менеджмент организации» и составлена с учетом требований к содержанию и уровню подготовки специалиста, изложенных в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, вступившего в силу 17 марта 2000г.

В современных условиях, в столь динамично изменяющейся внешней среде фирмы, любая деятельность, независимо от того, в кокой сфере она осуществляется: в рыночной или плановой, договоренной или бюджетной, в предпринимательской или государственной может быть успешной лишь в той степени, насколько руководители умело используют методы стратегического управления.

Многообразные цели и задачи, стоящие перед организациями, и постоянно ограниченный потенциал фирм могут быть согласованы и учтены только в специально разработанной стратегии.

Чтобы организовать эффективные системы управления фирмой необходимы знания, содержащиеся в курсе «Стратегический менеджмент». В данном курсе рассматривается следующие главы: первая посвящена раскрытию сущности стратегического управления развитием фирмы, разработки мысли и цели фирмы. Во второй главе рассматривается комплекс вопросов по анализу внутренней и внешней среды фирмы. Третья глава отведена для освещения процессов реализации стратегий и методам стратегического управления.

Данная рабочая программа должна помочь студентам изучить курс «Стратегический менеджмент» – вооружить студентов знаниями и навыками стратегического управления фирмой, учреждениями, предприятиями, организациями, следовательно, поможет понять сущность стратегического управления фирмой в условиях нестабильной среды, приобрести навыки анализа потенциала фирмы и ее внешней среды и на этом выявлять новые, ранее неизвестные и скрытые возможности успешной деятельности, а также распознавать угрозы, опасности, новые риски потерь, описывать ситуации с состоянием внешней среды и возможностями фирмы, проводить ситуационный анализ, разрабатывать стратегические альтернативы развития фирмы, выбирать предпочтительную стратегию, разрабатывать проект реализации стратегии в виде комплекса конкретных мероприятий по стратегическому развитию потенциала фирмы, необходимому для достижения целей и осуществлять стратегический контроль.

Раздел1.

Тема1. Введение. Сущность стратегического управления

Тема 2. Технология разработки стратегии фирмы

Тема3. Миссия фирмы: сущность, мотивация разработки миссии фирмы, порядок разработки миссии фирмы.

Раздел 2.

Тема4. Анализ среды фирмы

Тема5. Стратегия и конкурентное преимущество.

Тема6. Разработка и реализация стратегии развития фирмы.

Тема7. Оценка и выбор стратегии развития.

Тема8. Революция стратегии развития фирмы.

Раздел3.

Тема9. Стратегический анализ диверсифицированных компаний.

Тема10. Стратегия совершенствования портфеля продукции, конкурентные стратегии

Экзаменационные вопросы

1.  Сущность и методы стратегического менеджмента.

2.  Признаки стратегического менеджмента, их характеристики.

3.  Виды и формы выражения стратегии, их характеристика.

4.  Процесс разработки и реализации стратегии фирмы.

5.  Общая концепция стратегического управления.

6.  Миссия и цели организации, определение миссии, формы представления миссии. Характеристика.

7.  Определение и выбор стратегии фирмы.

8.  Процесс стратегического управления. Какие действия включает процесс стратегического управления.

9.  Системный анализ среды фирмы. Роль внешней и внутренней среды фирмы.

10.  Методы оценки внешней среды, их характеристика.

11.  Технология разработки стратегии фирмы.

12.  Анализ использования потенциала организации.

13.  Условие и содержание работ по осуществлению стратегии в организации.

14.  Процесс стратегического управления на основе постановки цели.

15.  Совершенствование механизма реализации стратегии.

16.  Управление по слабым сигналам: определение, уровни и их характеристика.

17.  Управление в условиях стратегических неожиданностей, характерные черты этой системы.

18.  Стратегическая сегментация и ее характеристика.

19.  Оценка привлекательности стратегических зон хозяйствования. Методика проведения оценки изменений в прогнозируемом росте стратегических зон хозяйствования.

20.  Конкурентный статус фирмы в стратегических зонах хозяйствования.

21.  Стратегия фирмы по отношению с обществом.

22.  Сценарий будущей фирмы.

23.  Стратегические факторы конкурентоспособности фирмы.

24.  Стратегический маркетинг, как инструмент формирования стратегии фирмы.

25.  Научные подходы к формированию стратегии фирмы с учетом стратегических альтернатив.

26.  Основные составляющие экономической стратегии, их характеристика.

27.  Соотношение миссии и личности сотрудника, миссии и цели фирмы.

28.  Модели анализа: Lots – анализ, Pims – анализ,  QAP – анализ, Swet – анализ, их характеристика.

29.  Виды стратегических зон внешней макросреды, оценка состояния стратегических зон.

30.  Формирование базовых и альтернативных стратегий, их характеристики.

31.  Последовательность стратегических изменений и стратегический план.

32.  Оценка диверсифицированного портфеля с использованием матричного анализа: матрица «рост/доля».

33.  Матрица «привлекательность отрасли/позиция в конкуренции».

34.  Матрица жизненного цикла и сравнение привлекательности отрасли.

35.  Анализ стратегического соответствия и разработки корпоративной стратегии.

36.  Руководящие принципы управления процессом разработки корпоративной стратегии.

Стратегия интеграционного роста, диверсифицированного роста, стратегия сопровождения, интенсификации, их характеристика и анализ.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: «Центр экономики и маркетинга», 1996 г.

2.  Алексеева. Финансовый менеджмент.

3. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: «Экономика», 1989 г.

4. Баранчеев В.Б. Стратегический менеджмент. М.: «ИМБ и Э», 1997 г.

5. Бортер М. Международная конкуренция. М.: «Международные отношения», 1993 г.

6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. Учет, 2-е издание. М.: «Гардирина», 1996 г.

7. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: «Прогресс», 1990 г.

8. Мескон М.Х., Хедоури Ф, Альберт М. Основы менеджмента.. М.: «Дело», 1995 г.

9. Толепсон А.А., Стрикленд А.Дж.Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. М.: «Банки и биржи». И.О. «Юнити», 1998 г.

10. Экономическая стратегия фирмы. Учебное пособие. Под ред. Градова А.П. СПБ, спец. литература, 1995 г.

Похожие материалы

Информация о работе