по дисциплине
«СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
Программа разработана для учебной дисциплины «Стратегический менеджмент», предусмотренной учебными планами для студентов очной формы обучения, очной формы по сокращенной программе и вечерней формы обучения по специальности 061100 «Менеджмент организации» и составлена с учетом требований к содержанию и уровню подготовки специалиста, изложенных в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, вступившего в силу 17 марта 2000г.
В современных условиях, в столь динамично изменяющейся внешней среде фирмы, любая деятельность, независимо от того, в кокой сфере она осуществляется: в рыночной или плановой, договоренной или бюджетной, в предпринимательской или государственной может быть успешной лишь в той степени, насколько руководители умело используют методы стратегического управления.
Многообразные цели и задачи, стоящие перед организациями, и постоянно ограниченный потенциал фирм могут быть согласованы и учтены только в специально разработанной стратегии.
Чтобы организовать эффективные системы управления фирмой необходимы знания, содержащиеся в курсе «Стратегический менеджмент». В данном курсе рассматривается следующие главы: первая посвящена раскрытию сущности стратегического управления развитием фирмы, разработки мысли и цели фирмы. Во второй главе рассматривается комплекс вопросов по анализу внутренней и внешней среды фирмы. Третья глава отведена для освещения процессов реализации стратегий и методам стратегического управления.
Данная рабочая программа должна помочь студентам изучить курс «Стратегический менеджмент» – вооружить студентов знаниями и навыками стратегического управления фирмой, учреждениями, предприятиями, организациями, следовательно, поможет понять сущность стратегического управления фирмой в условиях нестабильной среды, приобрести навыки анализа потенциала фирмы и ее внешней среды и на этом выявлять новые, ранее неизвестные и скрытые возможности успешной деятельности, а также распознавать угрозы, опасности, новые риски потерь, описывать ситуации с состоянием внешней среды и возможностями фирмы, проводить ситуационный анализ, разрабатывать стратегические альтернативы развития фирмы, выбирать предпочтительную стратегию, разрабатывать проект реализации стратегии в виде комплекса конкретных мероприятий по стратегическому развитию потенциала фирмы, необходимому для достижения целей и осуществлять стратегический контроль.
Раздел1.
Тема1. Введение. Сущность стратегического управления
Тема 2. Технология разработки стратегии фирмы
Тема3. Миссия фирмы: сущность, мотивация разработки миссии фирмы, порядок разработки миссии фирмы.
Раздел 2.
Тема4. Анализ среды фирмы
Тема5. Стратегия и конкурентное преимущество.
Тема6. Разработка и реализация стратегии развития фирмы.
Тема7. Оценка и выбор стратегии развития.
Тема8. Революция стратегии развития фирмы.
Раздел3.
Тема9. Стратегический анализ диверсифицированных компаний.
Тема10. Стратегия совершенствования портфеля продукции, конкурентные стратегии
1. Сущность и методы стратегического менеджмента.
2. Признаки стратегического менеджмента, их характеристики.
3. Виды и формы выражения стратегии, их характеристика.
4. Процесс разработки и реализации стратегии фирмы.
5. Общая концепция стратегического управления.
6. Миссия и цели организации, определение миссии, формы представления миссии. Характеристика.
7. Определение и выбор стратегии фирмы.
8. Процесс стратегического управления. Какие действия включает процесс стратегического управления.
9. Системный анализ среды фирмы. Роль внешней и внутренней среды фирмы.
10. Методы оценки внешней среды, их характеристика.
11. Технология разработки стратегии фирмы.
12. Анализ использования потенциала организации.
13. Условие и содержание работ по осуществлению стратегии в организации.
14. Процесс стратегического управления на основе постановки цели.
15. Совершенствование механизма реализации стратегии.
16. Управление по слабым сигналам: определение, уровни и их характеристика.
17. Управление в условиях стратегических неожиданностей, характерные черты этой системы.
18. Стратегическая сегментация и ее характеристика.
19. Оценка привлекательности стратегических зон хозяйствования. Методика проведения оценки изменений в прогнозируемом росте стратегических зон хозяйствования.
20. Конкурентный статус фирмы в стратегических зонах хозяйствования.
21. Стратегия фирмы по отношению с обществом.
22. Сценарий будущей фирмы.
23. Стратегические факторы конкурентоспособности фирмы.
24. Стратегический маркетинг, как инструмент формирования стратегии фирмы.
25. Научные подходы к формированию стратегии фирмы с учетом стратегических альтернатив.
26. Основные составляющие экономической стратегии, их характеристика.
27. Соотношение миссии и личности сотрудника, миссии и цели фирмы.
28. Модели анализа: Lots – анализ, Pims – анализ, QAP – анализ, Swet – анализ, их характеристика.
29. Виды стратегических зон внешней макросреды, оценка состояния стратегических зон.
30. Формирование базовых и альтернативных стратегий, их характеристики.
31. Последовательность стратегических изменений и стратегический план.
32. Оценка диверсифицированного портфеля с использованием матричного анализа: матрица «рост/доля».
33. Матрица «привлекательность отрасли/позиция в конкуренции».
34. Матрица жизненного цикла и сравнение привлекательности отрасли.
35. Анализ стратегического соответствия и разработки корпоративной стратегии.
36. Руководящие принципы управления процессом разработки корпоративной стратегии.
Стратегия интеграционного роста, диверсифицированного роста, стратегия сопровождения, интенсификации, их характеристика и анализ.
1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: «Центр экономики и маркетинга», 1996 г.
2. Алексеева. Финансовый менеджмент.
3. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: «Экономика», 1989 г.
4. Баранчеев В.Б. Стратегический менеджмент. М.: «ИМБ и Э», 1997 г.
5. Бортер М. Международная конкуренция. М.: «Международные отношения», 1993 г.
6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. Учет, 2-е издание. М.: «Гардирина», 1996 г.
7. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: «Прогресс», 1990 г.
8. Мескон М.Х., Хедоури Ф, Альберт М. Основы менеджмента.. М.: «Дело», 1995 г.
9. Толепсон А.А., Стрикленд А.Дж.Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. М.: «Банки и биржи». И.О. «Юнити», 1998 г.
10. Экономическая стратегия фирмы. Учебное пособие. Под ред. Градова А.П. СПБ, спец. литература, 1995 г.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.