Рабочая программа по дисциплине «Логика» (Содержание курса. План семинарских занятий)

Страницы работы

6 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

умозаключения обращения, умозаключение противопоставления предикату,  умозаключения модальности, по аналогии.

5.  Умозаключение: теория силлогизма и правила вывода. Аксиома силлогизма. Фигуры простого категорического силлогизма. Энтимема. Виды сложного категорического силлогизма: прогрессивный и регрессивный полисиллогизмы.

6.  Сорит. Виды соритов Эпихейрема. Условно-категорический силлогизм. Разделительные (дизъюнктивные) силлогизмы. Условно-разделительный (лемматический) силлогизм. Простые и сложные, конструктивные и деструктивные дилеммы. Правило построения условно-разделительный силлогизмов.

7.  Основные законы логики. Закон тождества. Закон противоречия (не противоречия). Закон исключенного третьего. Закон остаточного основания.

8.  Логические основы аргументации: доказательство и опровержение. Понятие и структура доказательства. Основные виды аргументов: удостоверенные единичные факты, определения понятий как аргументы доказательства, аксиомы и постулата как  аргументы доказательства, законы и теоремы науки, философские принципы как аргументы доказательства. Форма доказательства (демонстрации). Понятие опровержения. Способы опровержения: опровержение тезиса (прямое и косвенное), критика аргументов, выявление несостоятельности демонстрации. Правила доказательства и логические ошибки. Правила, относящиеся к тезису. Правила по отношению к аргументам.

9.  Логика высказываний и предикатов. Общее представление о логике высказываний и предикатов. Язык логики высказываний. Семантика (смысл) логических союзов. Понятие логически ложной и логически нейтральной формулы. Равносильные формулы. Представление формул логики высказываний в виде деревьев.

10. Логика принятия решений. Общее представление о принятии решений. Дерево решения и его элементы. Определение численных значений субъективных вероятностей и полезности. Упрощение дерева решения. Основное правило решений. Принятие решения в условиях полезности, определенности, риска и неопределенности.

11. Логика общения и разрешения конфликтов. Общее представление об общении и разрешении конфликтов. Логика образования коалиций в конфликтных ситуациях.

литература

1.  Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. – М.: Космополис, 1994г.

2.  Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. Учебное пособие для вузов. – М.: Фирма «Интерпракс», 1994г.

3.  Войшвилло Я.К., Дектярев М.Г. Логика кк часть теории познания и научной методологии. Фунд. курс. Учебное пособие для студентов (в 2-х книгах). – М.: Наука, 1994г.

4.  Грешилов А.А. Как принять наилучшее решение в реальных условиях. – М.: 1991г.

5.  Ивлев Ю.В. Логика. – М.: 1994г.

6.  Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М.: 1986г.

7.  Берков В.Ф. и др. Логика: логические основы общения. Учебное пособие. – М.: 1994г.

8.  Берков В.Ф. и др. Логика: логические основы общения. Хрестоматия. – М.: 1994г.

9.  Науман Э. Принять решение – но как ? – М.: 1987г.

10. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полимека. – М.: 1991г.

11. Светлов В.А. Практическая логика. С.-Петербург, 1995г.


План семинарских занятий по «логике»

Тема 1. Понятие. Понятие как форма мышления. Логическая структура и основные характеристики понятия (Объем, содержание и элементы объема). Виды понятий. Обобщение и ограничение понятий. Деление понятий. Классификация. Отношение между понятиями. Круги Эйлера.

Упражнения:

1. Определите, в каких из следующих примеров имеет место отношение рода и вида, а в каких – целого и части:

Населенный пункт, деревня. Посуда, кастрюля. Полк, батальон. Пора года, осень, Час, минута. Область, район. Врач, хирург. Океан, море. Художник, живописец. Квартира, комната.

2. Найдите понятия, родовые по отношению к следующим:

Школа, газета, история, повесть, дом, артист, дружба, словарь, тепловоз, штукатур, кинокомедия.

3. Найдите понятие видовые по отношению к следующим:

Вуз, самолет, учреждение, правонарушение, преподаватель, искусство, пора года, море, химический элемент, трактор, стоимость, учебник.

4. Представляют ли члены следующих последовательностей понятий этапы обобщения или ограничения:

a)  Ближайшая к Солнцу планета Солнечной системы, планета Солнечной системы, Солнечная система, солнечная система;

b)  Частица вещества, молекула, атом, ядро атома.

5. Обобщить и ограничить понятия «треугольник», «институт», «понятие».

6. Проверить правильность деления:

a)  Предложения бывают личные, неопределенно-личные и безличные;

b)  Транспорт бывает сухопутный, водный, воздушный, дележнодорожный, механический и гужевой.

6. Осуществите дихотомическое деление понятия «студент» по признаку «способный» и «трудолюбивый».

7. Дайте классификацию понятий «студент УлГТУ» и «транспорт» по различным основаниям.

8. Определите отношение между следующими понятиями по объему и выразите их в круговых схемах:

a)  Байкал. Самое глубокое озеро в мире.

b)  Река. Ангара.

c)  Ученик. Отличник.

d)  Люди творческого труда. Поэты.

e)  Женщина. Математик.

f)  Ученый. Любитель рыбной ловли.

g)  Спорт. Футбол, волейбол, гимнастика, теннис, хоккей.

h)  Свет. Свет яркий. Свет неяркий.

i)  Вода. Вода горячая. Вода не горячая.

j)  Работа. Хорошая работа. Плохая работа.

k)  Чувство. Любовь. Ненависть.

l)  Культурный человек. Некультурный человек.

m)  Радость. Горе.

n)  Друг. Недруг.

Тема 2. СУЖДЕНИЕ. Суждение как форма мышления. Структура суждения. Основные виды категорических суждений. Отношение между суждениями А, Е, О, I. Логический квадрат. Сложное суждение. Основные логические союзы. Виды сложного суждения.

УПРАЖНЕНИЯ

I.  Установить качество и количество следующих суждений:

1.  Это рассуждение является неправильным. 2. Это рассуждение не является правильным. 3. В любой библиотеке есть книги, с которыми обращаются крайне редко. 4. Человек находится на верхней ступени эволюционной лестницы.

II.  Установить распределенность терминов в следующих суждениях:

1.  Некоторые планеты находятся вне земной орбите. 2. Все люди обладают второй сигнальной системой. 3. Не все юристы – судьи. 4. Ни один квадрат не есть ромб.

III.Установить отношение между суждениями в следующих парах:

1. Некоторые математики решались решить проблему «квадратуры круга». Некоторые математики не пытались решить проблему «квадратуры круга». 2. Все усилия решить проблему  «квадратуры круга» бесполезны. 3. Все математики, стремящиеся  к решению проблемы «квадратуры круга», уверены в успехе. Некоторые математики, стремящиеся  к решению проблемы «квадратуры круга», уверены в успехе. 

IV.  Осуществить все возможные выводы по логическому квадрату из следующих высказываний:

a)  Ни один инертный газ не соединяется с кислородом;

b)  Наверно, что некоторые сдобные булочки не являются вкусными.

V.  Осуществить обращение, превращение, противопоставление предикату и субъекту:

а) Некоторые общие суждения  содержат распределенный предикат

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Логика
Тип:
Программы для учёбы
Размер файла:
56 Kb
Скачали:
0