Потребовалось длительное время для осознания необходимости разработки глубоко обоснованной концепции развития в переходном периоде. Только потеряв 2/3 ВВП за 7 лет, Украина разработала национальную программу возрождения республики на 15 лет (3,с. 15); недавно разработана концепция устойчивого развития Беларусии, в которой впервые обозначены основные ориентиры поступательного прогресса, а формирование развитого Гражданского общества рассматривается как магистральный путь движения к основной цели - достижения достойного качества жизни народа (заметим, в России до сих пор, в лучшем случае, разрабатываются среднесрочные программы, в которых концептуальные вопросы даже не ставятся).
Подавляющая часть стран, осуществляющих реформы, встали на путь усиления роли государства, роли и влияния исполнительной власти. Так, китайские политики рассматривают укрепление государственных структур, повышение действенности партийно-государственного управления как центральную задачу, в ходе решения которой функции административного управления на народнохозяйственном и отраслевом уровнях должны быть заменены функциями контроля.
Во всех странах Центральной и Восточной Европы взят курс на укрепление исполнительной власти. Повсеместно повышается роль государства в перераспределении национального дохода, удельный вес бюджетных ассигнований на удовлетворение общенациональных нужд, решение социальных и экологических проблем.
Анализ реформ в странах Центральной и Восточной Европы подтверждает определяющую роль государства в ряде ключевых для макроэкономической стабилизации и построения цивилизованных рыночных отношений областях.[1] В России же власть находится в состоянии хронической финансовой несостоятельности, что лишает ее авторитета, делает зависимой от Запада и собственных олигархов.
Между тем, без сильного и авторитетного государства российские рыночные реформы неизбежно приобретают уродливый нецивилизованный характер (1, с.43-45)
Сильная, влиятельная государственная власть отличала все страны, осуществлявшие даже не столь кардинальные преобразования, какие имеют место в России, других странах СНГ, Центральной и Восточной Европы.
Именно опираясь на сильную государственную власть, чрезвычайные полномочия президента, Рузвельт обеспечил вывод из кризиса экономики США в начале 30х годов, применяя кейпшинские рецепты: планирование производства, увеличение бюджетных расходов, расширение внутреннего рынка.
Л.Эрхард при восстановлении хозяйства послевоенной Германии был противником дирижирования предпринимательством, но при наличии твердой государственной хозяйственной политики, допускающей маневрирование средствами (за 1949-1955гг. производство в Германии выросли в 3 раза)
В Японии государство сконцентрировало материальные и денежные ресурсы на развитии ключевых секторов промышленности, держит в руках валютные резервы, используя их для импорта передовых технологий, не привлекает никакие иностранные займы, хотя является вторым после США вкладчиком МВФ (15 млрд. дол.)
Накопленный человечеством опыт реформирования экономики требует глубоко теоретического осмысления, разработки теории переходного периода. При этом исследоваться должны не только вопросы управления кризисами, можно полагать, что каждой фазе развития присущи свои особенности, соответствует "своя" система управления.
Переход к рыночной экономике в России потребовал переосмысления всей парадигмы управления, обоснования, формирования новых подходов, их реализации с целью устойчивого наращивания темпов развития, роста благосостояния населения, интеграции в мировую хозяйственную систему на этой основе.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.