Умышленное разглашение государственных секретов (Комментарий к статье 457 Уголовного кодекса Республики Беларусь)

Страницы работы

Содержание работы

Статья 457.   Умышленное разглашение государственных секретов

1. Умышленное разглашение сведений, составляющих государственную или служебную тайну, при отсутствии признаков измены государству или шпионажа —

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или направлением в дисциплинарную воинскую часть на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет.

2. То же Деяние, повлекшее тяжкие последствия,наказывается лишением свободы на срок до семи лет. (в ред. Закона от 4 янва­ря 2003 г. № 173-3//Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. №8, 2/922.)

Комментарий

1. Разглашение государственных секретов представляет собой придание военнослужащим в нарушение установленного порядка огласке сведений, составля­ющих государственную или служебную тайну. Данное преступление посягает на урегулированные правом отношения,  призванные предотвратить возможность того, что указанные сведения станут достоянием иностранных государств, от кото­рых собственно они и охраняются. В результате придания сведений огласке созда­ется реальная опасность наступления вредных для нашей страны последствий в военной, военно-политической и иной сферах государственной и обществен­ной жизни.

2. В отличие от преступлений против порядка управления, где отдельно пре­дусмотрена ответственность за разглашение государственной и служебной тайны (см. ст.стп.373 и 375), предметом преступного посягательства в данном случае являются сведения как составляющие государственную тайну (см. п. 4 комментп. к ст. 356), так и признаваемые служебной тайной (см. коммент. к ст. 375), которые в совокупности составляют государственные секреты. При этом не обязательно, чтобы сведения касались только военно1Юбласти. Они могут относиться к любой сфере государственной или общественной жизни республики.

3. Разглашение выражается в совершении деяний (действий, бездействия), в результате которых в нарушение установленного порядка сведения, составляющие предмет преступного посягательства, становятся достоянием постороннего лица.

Посторонним признается любое лицо (гражданин Республики Беларусь, ино­странный гражданин, лицо без гражданства), которого виновный не имел права знакомить со сведениями, составляющими государственные секреты. Им может быть лицо как вообще не допущенное к государственным секретам, так и имею­щее допуск к работе с секретными сведениями, но только определенного рода.

Доведение сведений до постороннего лица может осуществляться самыми разнообразными способами: устно (в лекциях, выступлениях, беседах и т.п.), пись­менно (в газетных публикациях, печатных изданиях, письмах и т.п.), путем озна­комления с документами, предметами, сведения о которых составляют государ­ственную или служебную тайну. Нарушение правил обращения с документами и предметами (изготовления, хранения, ознакомления, транспортировки) образует объективную сторону рассматриваемого преступления только в том случае, когда виновный сознательно их допускал с тем, чтобы в результате постороннее лицо могло с ними ознакомиться, Если сведения не стали достоянием указанного лица, налицо приготовление или покушение на преступление. Независимо от конкрет­ного проявления деяния, в результате которого сведения стали достоянием по­стороннего лица, необходимо, чтобы данное деяние представляло собой наруше­ние установленного порядка обращения со сведениями, составляющими государ­ственные секреты.

Разглашение признается оконченным преступлением с того момента, когда сведения, составляющие государственную или служебную тайну, стали достоя­нием постороннего лица. При этом необязательно, чтобы лицо запомнило и могло их воспроизвести.

4.  Субъективная сторона рассматриваемого  преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что в нарушении установленного порядка прида­ет огласке сведения, составляющие государственную или служебную тайну, в ре­зультате которой они станут достоянием лица, не имеющего право на их получе­ние, и желает совершить подобные деяния. Мотивы и цели, которыми руковод­ствовался виновный, могут быть самыми различными. Они не имеют значения для квалификации деяний виновного, но должны учитываться при индивидуализациинаказания.

5.  Ответственность за разглашение государственных секретов по данной статье несет специальный субъект. Им могут быть военнослужащий независимо от слу­жебного положения и воинского звания (лица рядового и сержантского состава, прапорщики, офицеры и генералы), а также военнообязанные во, время прохожде­ния сборов. В отличие от преступлений, предусмотренных статьями 373 и 375, не имеет значения, каким образом виновному стали известны секретные сведения (были доверены в связи с выполнением обязанностей по военной службе либо он узнал их от третьих лиц).

Часть 2 статьи 457 определяет квалифицированный состав разглашения го­сударственных секретов. Квалифицирующим признаком данного преступления признается наступление тяжких последствий, т.е. реального вреда интересам Рес­публики Беларусь. Какие последствия являются тяжкими, решает суд в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств дела. Ими могут быть срыв проведе­ния внешнеполитических, мобилизационных и иных мероприятий, провал боевых операций, крупные потери войск в живой силе или военной технике во время ве­дения боевых действий и тому подобные последствия.

Состав преступления — материальный. Для привлечения лица к уголовной ответственности должна быть установлена причинная связь между фактом оглас­ки сведений и настудившими/последствиями, С субъективной стороны квалифи­цированное разглашение государственных секретов характеризуется умышлен­ной виной по отношению к факту огласки сведений, умышленной или неосторож­ной виной по отношению к наступившим последствиям. Бели лицо не предвиде­ло наступления последствий и не могло их предвидеть, ответственность по части 2 статьи 457 исключается,

7. Умышленное разглашение государственных секретов как воинское преступ­ление необходимо отграничивать от измены государству и шпионажа. Разграниче­ние следует проводить прежде всего по направленности совершенных деяний, а также адресату и субъекту преступления. При измене государству и шпионаже сведения сообщаются иностранному государству, иностранной организации или их представителям тогда, как при разглашении они просто доводятся до посторон­него лица, в качестве которого может выступать и иностранный гражданин, и лицо без гражданства. Передавая сведения при измене государству и шпионаже, лицо сознает, что действует во вред Республике Беларусь, тогда как при разглашении такое осознание отсутствует. Субъектом измены государству может быть любой гражданин Республики Беларусь, шпионажа — любой иностранец либо лицо без гражданства, а разглашения государственных секретов по статье 457 — только во­еннослужащий и военнообязанный во время прохождения им сборов.

Отграничение от преступлений, предусмотренных статьями 373 и 375, не­обходимо проводить исключительно по субъекту преступления. Ответственность по указанным статьям Несут лица, которым сведения, составляющие государствен­ную тайну, были доверены или стали известны по службе или работе, а также лица, которым сведения, составляющие служебную тайну, были доверены по служ­бе или работе. Субъектом же рассматриваемого преступления является военно­служащий и военнообязанный, независимо от их служебного положения и во­инского звания.

Похожие материалы

Информация о работе