Создание незаконного вооруженного формирования (Комментарий к статье 287 Уголовного кодекса Республики Беларусь)

Страницы работы

Содержание работы

Статья 287. 

Создание незаконного вооруженного формирования

Создание незаконного вооруженного формирования при отсутствии признаков статьи 286 настоящего Кодекса, либо руководство таким формированием, либо учас­тие в нем —

наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свобо­ды на срок от трех до семи лет.

Примечание. Лицо, добровольно прекратившее участие в незаконном воо­руженном формировании и сдавшее оружие, освобождается от уголовной ответ­ственности по настоящей статье.

Комментарий

1. Данное преступление посягает на общественные отношения, обеспечиваю­щие общественную безопасность и исключающие наличие и функционирование в государстве незаконных вооруженных формирований.

Незаконным следует считать вооруженное формирование, не входящее в состав Вооруженных Сил Республики Беларусь, пограничных, внутренних, железнодо­рожных и иных войск, других воинских формирований и военизированных орга­низаций, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Порядок создания и функционирования вооруженных формирований па тер­ритории нашего государства регламентирован различными нормативными пра­вовыми актами, например, Законами от 26 февраля 1991 г. «О милиции»; от 3 но­ября 1992 г. «О Вооруженных Силах Республики Беларусь»; от 5 ноября 1992 г. «О всеобщей воинской обязанности и военной службе»; от 3 июня 1993 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь»; от 3 декабря 1997 г. «Об органах государственной безопасности Республики Бе­ларусь» и др.

Например, в соответствии со статьей 1 Закона от 13 ноября 1992 г. «О стату­се военнослужащих»1 военнослужащими являются граждане Республики Бела­русь, состоящие на военной службе в Вооруженных Силах, пограничных, внутрен­них и иных войсках, воинских формированиях, перечень которых утверждается Президентом Республики Беларусь. Военнослужащим выдаются установленные для граждан Республики Беларусь документы, удостоверяющие их гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослу­жащих.

Кроме того, имеются международные договоры, регулирующие порядок пре­бывания на территории Беларуси воинских контингентов других государств (см., например.: Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Феде­рацией по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связан­ным с временным пребыванием воинских формирований Российской Федерации из состава Стратегических сил на территории Республики Беларусь от 6 января 1995 г., ратифицированное постановлением Верховного Совета Республики Бе­ларусь от 7 июня 1996 г., и Соглашение о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности от 11 октября 2000 г.).

2. Под формированием понимается группа вооруженных лиц, организованная по типу армейского подразделения или близкого к нему по своим основным пара­метрам (структурному построению, иерархии, воинской дисциплине, субордина­ции, наличию устава, регламентирующего деятельность, и т.д.). Это могут быть не предусмотренные законом вооруженные объединения лиц, осуществляющие обу­чение военному делу, отряды самообороны, военизированные дружины по охране общественного порядка и защите собственности, иные группы (например, воору­женные организации партий, политических движений, коммерческих структур и т.п.).

1    ВВС. 1992. №28. Ст. 497. 760

3. Вооруженность означает оснащенность участников формирования огнес­трельным оружием (включая гладкоствольное охотничье), холодным, газовым, пневматическим или метательным оружием. Признак вооруженности образует также наличие у виновных лиц боевых припасов, взрывчатых веществ или взрыв­ных устройств (см. коммепт. к ст.ст. 294—297), Количество единиц оружия, нахо­дящегося у членов незаконного формирования, а также его виды не влияют на ква­лификацию преступления

4. Объективная сторона преступления выражается в следующих альтернатив­ных деяниях: создание вооруженного формирования; руководство таким форми­рованием; участие в вооруженном формировании.

Под созданием незаконного вооруженного формирования следует понимать любые действия, в результате которых оно было образовано: разработка структу­ры; подбор и вербовка участников; их экипировка; приобретение оружия; обору­дование мест дислокации; создание структурных подразделений; распределение ролен и функций между участниками формирования; их обучение военным и иным знаниям, умениям и навыкам, необходимым для практической деятельнос­ти; финансирование; материально-техническое обеспечение на этапе становле­ния формирования и т.п.

Разновидностью перечисленных действий является реорганизация легитим­но действующего формирования в незаконное (например, граждане, проходящие военные сборы, самовольно организовывают автономно действующее боевое под­разделение и выходят из-под подчинения командования воинской части).

Похожие материалы

Информация о работе