Статья 287.
Создание незаконного вооруженного формирования
Создание незаконного вооруженного формирования при отсутствии признаков статьи 286 настоящего Кодекса, либо руководство таким формированием, либо участие в нем —
наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
Примечание. Лицо, добровольно прекратившее участие в незаконном вооруженном формировании и сдавшее оружие, освобождается от уголовной ответственности по настоящей статье.
Комментарий
1. Данное преступление посягает на общественные отношения, обеспечивающие общественную безопасность и исключающие наличие и функционирование в государстве незаконных вооруженных формирований.
Незаконным следует считать вооруженное формирование, не входящее в состав Вооруженных Сил Республики Беларусь, пограничных, внутренних, железнодорожных и иных войск, других воинских формирований и военизированных организаций, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Порядок создания и функционирования вооруженных формирований па территории нашего государства регламентирован различными нормативными правовыми актами, например, Законами от 26 февраля 1991 г. «О милиции»; от 3 ноября 1992 г. «О Вооруженных Силах Республики Беларусь»; от 5 ноября 1992 г. «О всеобщей воинской обязанности и военной службе»; от 3 июня 1993 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь»; от 3 декабря 1997 г. «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь» и др.
Например, в соответствии со статьей 1 Закона от 13 ноября 1992 г. «О статусе военнослужащих»1 военнослужащими являются граждане Республики Беларусь, состоящие на военной службе в Вооруженных Силах, пограничных, внутренних и иных войсках, воинских формированиях, перечень которых утверждается Президентом Республики Беларусь. Военнослужащим выдаются установленные для граждан Республики Беларусь документы, удостоверяющие их гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослужащих.
Кроме того, имеются международные договоры, регулирующие порядок пребывания на территории Беларуси воинских контингентов других государств (см., например.: Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием воинских формирований Российской Федерации из состава Стратегических сил на территории Республики Беларусь от 6 января 1995 г., ратифицированное постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 7 июня 1996 г., и Соглашение о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности от 11 октября 2000 г.).
2. Под формированием понимается группа вооруженных лиц, организованная по типу армейского подразделения или близкого к нему по своим основным параметрам (структурному построению, иерархии, воинской дисциплине, субординации, наличию устава, регламентирующего деятельность, и т.д.). Это могут быть не предусмотренные законом вооруженные объединения лиц, осуществляющие обучение военному делу, отряды самообороны, военизированные дружины по охране общественного порядка и защите собственности, иные группы (например, вооруженные организации партий, политических движений, коммерческих структур и т.п.).
1 ВВС. 1992. №28. Ст. 497. 760
3. Вооруженность означает оснащенность участников формирования огнестрельным оружием (включая гладкоствольное охотничье), холодным, газовым, пневматическим или метательным оружием. Признак вооруженности образует также наличие у виновных лиц боевых припасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств (см. коммепт. к ст.ст. 294—297), Количество единиц оружия, находящегося у членов незаконного формирования, а также его виды не влияют на квалификацию преступления
4. Объективная сторона преступления выражается в следующих альтернативных деяниях: создание вооруженного формирования; руководство таким формированием; участие в вооруженном формировании.
Под созданием незаконного вооруженного формирования следует понимать любые действия, в результате которых оно было образовано: разработка структуры; подбор и вербовка участников; их экипировка; приобретение оружия; оборудование мест дислокации; создание структурных подразделений; распределение ролен и функций между участниками формирования; их обучение военным и иным знаниям, умениям и навыкам, необходимым для практической деятельности; финансирование; материально-техническое обеспечение на этапе становления формирования и т.п.
Разновидностью перечисленных действий является реорганизация легитимно действующего формирования в незаконное (например, граждане, проходящие военные сборы, самовольно организовывают автономно действующее боевое подразделение и выходят из-под подчинения командования воинской части).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.