Создание незаконного вооруженного формирования (Комментарий к статье 287 Уголовного кодекса Республики Беларусь)

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Статья 287. 

Создание незаконного вооруженного формирования

Создание незаконного вооруженного формирования при отсутствии признаков статьи 286 настоящего Кодекса, либо руководство таким формированием, либо учас­тие в нем —

наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свобо­ды на срок от трех до семи лет.

Примечание. Лицо, добровольно прекратившее участие в незаконном воо­руженном формировании и сдавшее оружие, освобождается от уголовной ответ­ственности по настоящей статье.

Комментарий

1. Данное преступление посягает на общественные отношения, обеспечиваю­щие общественную безопасность и исключающие наличие и функционирование в государстве незаконных вооруженных формирований.

Незаконным следует считать вооруженное формирование, не входящее в состав Вооруженных Сил Республики Беларусь, пограничных, внутренних, железнодо­рожных и иных войск, других воинских формирований и военизированных орга­низаций, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Порядок создания и функционирования вооруженных формирований па тер­ритории нашего государства регламентирован различными нормативными пра­вовыми актами, например, Законами от 26 февраля 1991 г. «О милиции»; от 3 но­ября 1992 г. «О Вооруженных Силах Республики Беларусь»; от 5 ноября 1992 г. «О всеобщей воинской обязанности и военной службе»; от 3 июня 1993 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь»; от 3 декабря 1997 г. «Об органах государственной безопасности Республики Бе­ларусь» и др.

Например, в соответствии со статьей 1 Закона от 13 ноября 1992 г. «О стату­се военнослужащих»1 военнослужащими являются граждане Республики Бела­русь, состоящие на военной службе в Вооруженных Силах, пограничных, внутрен­них и иных войсках, воинских формированиях, перечень которых утверждается Президентом Республики Беларусь. Военнослужащим выдаются установленные для граждан Республики Беларусь документы, удостоверяющие их гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослу­жащих.

Кроме того, имеются международные договоры, регулирующие порядок пре­бывания на территории Беларуси воинских контингентов других государств (см., например.: Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Феде­рацией по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связан­ным с временным пребыванием воинских формирований Российской Федерации из состава Стратегических сил на территории Республики Беларусь от 6 января 1995 г., ратифицированное постановлением Верховного Совета Республики Бе­ларусь от 7 июня 1996 г., и Соглашение о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности от 11 октября 2000 г.).

2. Под формированием понимается группа вооруженных лиц, организованная по типу армейского подразделения или близкого к нему по своим основным пара­метрам (структурному построению, иерархии, воинской дисциплине, субордина­ции, наличию устава, регламентирующего деятельность, и т.д.). Это могут быть не предусмотренные законом вооруженные объединения лиц, осуществляющие обу­чение военному делу, отряды самообороны, военизированные дружины по охране общественного порядка и защите собственности, иные группы (например, воору­женные организации партий, политических движений, коммерческих структур и т.п.).

1    ВВС. 1992. №28. Ст. 497. 760

3. Вооруженность означает оснащенность участников формирования огнес­трельным оружием (включая гладкоствольное охотничье), холодным, газовым, пневматическим или метательным оружием. Признак вооруженности образует также наличие у виновных лиц боевых припасов, взрывчатых веществ или взрыв­ных устройств (см. коммепт. к ст.ст. 294—297), Количество единиц оружия, нахо­дящегося у членов незаконного формирования, а также его виды не влияют на ква­лификацию преступления

4. Объективная сторона преступления выражается в следующих альтернатив­ных деяниях: создание вооруженного формирования; руководство таким форми­рованием; участие в вооруженном формировании.

Под созданием незаконного вооруженного формирования следует понимать любые действия, в результате которых оно было образовано: разработка структу­ры; подбор и вербовка участников; их экипировка; приобретение оружия; обору­дование мест дислокации; создание структурных подразделений; распределение ролен и функций между участниками формирования; их обучение военным и иным знаниям, умениям и навыкам, необходимым для практической деятельнос­ти; финансирование; материально-техническое обеспечение на этапе становле­ния формирования и т.п.

Разновидностью перечисленных действий является реорганизация легитим­но действующего формирования в незаконное (например, граждане, проходящие военные сборы, самовольно организовывают автономно действующее боевое под­разделение и выходят из-под подчинения командования воинской части).

Похожие материалы

Информация о работе