Статья 359. Террористический акт
Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в связи с его государственной или общественной деятельностью с целью дестабилизации общественного порядка, либо воздействия на принятие решений государственными органами, либо воспрепятствования политической или иной общественной деятельности, либо из мести за такую деятельность (террористический акт),—
наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати пяти лет, или пожизненным заключением, или смертной казнью.
Комментарий
1. Террористический акт как индивидуально направленное проявление политического терроризма имеет повышенную степень общественной опасности в силу своей способности вызвать дестабилизацию политической обстановки в стране, обострить противоречия в сфере политических отношений, нарушить нормальную деятельность органов государственной власти, повлечь смерть людей или создать реальную угрозу их жизни, а в ряде случаев, угрозу государственной и общественной безопасности.
2. В качестве потерпевших при террористическом акте выступают государственные и общественные деятели.
Государственные деятели —это ответственные работники высших и местных органов власти и управления, депутаты всех уровней, служащие государственного аппарата, государственных предприятий, учреждений, которые занимаются активной деятельностью по реализации решении высших органов государственной власти и управления, укреплению государственного и общественного строя, закрепленного Конституцией Республики Беларусь. Деятель — это не только тот, кто руководит, но и тот, кто активно проводит в жизнь политику государства. И в этом смысле государственными деятелями могут быть признаны и рядовые работники государственных организаций и учреждений, если посягательство на них связано с их активной деятельностью по реализации решений Президента, Национального собрания, Совета Министров Республики Беларусь, других органов государственной власти и управления.
Общественные деятели — руководители и функционеры политических партий, общественных движений и объединений (в том числе и оппозиционных к государственной власти), церкви и иных религиозных общин, журналисты, писатели, художники и другие лица, которые активно участвуют в общественно-политической жизни республики от имени или по поручению общественности.
3. Террористический акт характеризуется, как правило, активными действиями, образующими посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, которое включает убийство и покушение на него. Причинение при этом вреда здоровью потерпевшего охватывается тем же составом преступления. Преступление считается оконченным с момента совершения деяний, непосредственно направленных на лишение жизни потерпевшего любым способом.
4. Террористический акт — преступление, которое совершается только с прямым умыслом и характеризуется наличием одной из трех альтернативных специальных целей либо специальным мотивом: дестабилизация общественного порядка, воздействие на принятие решений государственными органами, воспрепятствование политической или иной общественной деятельности, месть за такую деятельность.
Лицо сознает, что посягает на жизнь государственного или общественного деятеля в связи с их государственной или общественной деятельностью, и желает осуществить такое посягательство.
Если умысел лица был направлен не на убийство потерпевшего, а, например, на причинение ему тяжкого телесного повреждения, то состава преступления, предусмотренного статьей 359, независимо от целей и мотивов деяния, не будет.
Цель дестабилизации общественного порядка предполагает стремление вызвать массовые беспорядки (см. коммепт. к ст. 293) или групповые действия, нарушающие общественный порядок (см. коммент. к ст. 342), и т.п. Если лицо, осуществляя посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, желает таким образом оказать психологическое давление на должностных лиц органов государственной власти и управления, судов или органов государственного контроля и надзора при принятии ими решений, выдвигая при этом свои требования, то это будет свидетельствовать о его цели воздействовать на принятие решений государственными органами. О цели воспрепятствования политической или иной общественной деятельности будет свидетельствовать стремление виновного прекратить деятельность потерпевшего либо политических партий или иных общественных объединений, изменить ее характер либо отменить запланированные мероприятия в своих целях или в целях тех, кого он представляет. Подобное социальное содержание имеет и специальный мотив мести за аналогичную прошлую деятельность.
Устанавливая цели, которые лицо преследует при посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля, необходимо учитывать личность виновного, его поведение, предшествовавшее совершению преступления, высказывания или иное выражение вовне преступных намерений, личность потерпевшего, выбор места, времени, обстановки и способа совершения преступления в совокупности.
Мотивы совершения террористического акта могут быть различными, чаще всего они носят политический характер. В их основе, как правило, лежат стремление физического устранения политического противника либо его устрашения в борьбе за власть, а также политическая месть за предыдущие события. Мотивы всегда обусловлены прошлой, настоящей или будущей государственной или общественной деятельностью потерпевших. Они должны устанавливаться также для правильного определения целей, которые преследовал виновный, осуществляя посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля. Поэтому посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля в связи с иными причинами, например ссора на бытовой основе, месть за причиненный ущерб, ревность и т.п., не образует террористического акта, а должно рассматриваться как преступление против жизни и здоровья.
5. Субъектом террористического акта может быть лицо, достигшее 16 лет. Совершение деяния, предусмотренного статьей 359, лицом в возрасте от 14 и 16 лет, должно квалифицироваться как убийство или покушение на него (см. коммент. к п. 10 ч. 2 ст. 139).
6. По своим внешним проявлениям террористический акт имеет сходство с такими преступлениями как убийство и умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (см. коммент. к ст.ст. 139 и 147). Отличие от сходных преступлений следует проводить как по объективным, так и по субъективным признакам состава преступления.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.