Призывы к свержению или изменению конституционного строя Республики Беларусь или к совершению преступлений против государства (Комментарий к статье 361 Уголовного кодекса Республики Беларусь)

Страницы работы

Содержание работы

Статья 361. 

Призывы к свержению или изменению конституционного

строя Республики Беларусь или к совершению преступлений против государства

1.             Публичные призывы к насильственным захвату власти или изменению консти­туционного строя Республики Беларусь, или измене государству, или совершению террористического акта или диверсии либо распространение материалов, содержа­щих такие призывы,—

наказываются ограничением свободы сроком до трех лет или лишением свобо­ды на тот же срок.

2.            Те же действия, совершенные с использованием средств массовой информа­ции,—

наказываются лишением свободы на срок от одного года до пяти лет.

Комментарий

1. Ответственность за преступление, предусмотренное статьей 361, выступа­ет важной характеристикой политической системы в стране, официального отно­шения государственной власти к демократическим правам и свободам граждан, в частности к свободе слова. Существование в уголовном законодательстве норм, подобных статье 361, предопределено конституционными положениями: о запре­те создания и деятельности политических партий и других общественных объ­единений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, национальной, религиозной и расовой вражды (ст. 5 Конституции); запрете деятельности конфессионных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Бе­ларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан (ст. 16 Конституции); допустимости ограни­чения прав и свобод личности в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (ст. 23 Конституции).

В данном случае уголовно-правовой запрет выражает не произвольное огра­ничение свободы слова, а тот предел, за которым она превращается из блага во зло, ведет к анархической вседозволенности, ставит под угрозу основные права и свободы граждан. Подобные ограничения свободы слова являются общепризнан­ными в мире, соответствуют Всеобщей декларации прав человека и Междуна­родному пакту о гражданских и политических правах.

2.  Деяние, предусмотренное статьей 361, направлено против основ конститу­ционного строя Республики Беларусь в сфере организации и функционирования государственной власти и безопасности государства (внешней и внутренней).

Конституционный строй — это государственный и общественный строй, ста­тус личности, базовые ценности и принципы, закрепленные Конституцией Респуб­лики Беларусь.

3. Часть 1 статьи 361 предусматривает наказуемость следующих действий:

— публичных призывов к насильственному захвату власти;

— публичных призывов к насильственному изменению конституционного строя Республики Беларусь;

— публичных призывов к измене государству, или совершению террористи­ческого акта, или диверсии;

— распространения материалов, содержащих такие призывы.

Призыв означает обращение к гражданам в устной, письменной или нагляд­но-демонстрационной форме, в том числе с использованием технических средств, в котором выражено стремление оказать объединяющее и направляющее воздей­ствие на сознание, волю и поведение людей, побудить их к определенным дей­ствиям. Для наказуемых призывов характерны целенаправленность, активное на­вязывание своих взглядов и мыслей другим с указанием того, что и как им сле­дует делать. Призывы, предусмотренные статьей 361,— это не любые высказыва­ния мыслей о необходимости насильственных действий против конституционно­го строя, его основ, отдельных политических институтов либо совершения пре­ступлений против государства, не просто мнение, которым лицо делится с други­ми, в частности в ответ на вопрос или в порядке преодоления собственных сомнений и выработки личной позиции. Нельзя оценивать как наказуемые при­зывы семейные и дружеские беседы, высказывания в защиту своих убеждений в споре, разговоры в состоянии опьянения, выражающие стремление выделиться или оригинально выглядеть.

Наказуемые призывы должны быть публичными, т.е. открытыми, явно выра­женными, обращенными к слушателям, зрителям (публике). Публичность озна­чает совершение призывов при условиях, позволяющих воспринимать их многи­ми или хотя бы несколькими лицами (от двух и более). Вопрос о публичности призывов решается с учетом места, способа, обстановки и других обстоятельств. Для ответственности по статье 361 необходимо, чтобы публичный характер при­зывов сознавался лицом.

Насилие как средство захвата власти или изменения конституционного строя Республики Беларусь, входящее в содержание призывов, предполагает как при­менение силы, так и угрозы силой.

4. Призывы к насильственному захвату власти — это прежде всего призывы к вооруженному захвату власти, иному насильственному низложению государствен­но-властных структур, развертыванию вооруженной борьбы против Республики Беларусь, в том числе призывы к организации и вступлению в различного рода не­законные вооруженные формирования для ликвидации существующего конститу­ционного строя и установления принципиально иного правления (свержение).

5. Призывы к насильственному изменению конституционного строя Республи­ки Беларусь предполагают как полную его замену, так и частичные изменения (упразднение или введение отдельных институтов, например в системе государ­ственной власти, государственном устройстве, отношениях собственности и т.д.) в нарушение Конституции Республики Беларусь.

Призывы к насильственным захвату власти или изменению конституцион­ного строя Республики Беларусь могут предполагать совершение этих действий в масштабах всей Беларуси, области, района, города или какой-то местности, не являющейся административно-территориальной единицей. Не имеет значения и то, совпадают или не совпадают пределы этой местности с существующим адми­нистративно-территориальным делением.

Похожие материалы

Информация о работе