6. Призывы к измене государству либо совершению террористического акта или диверсии могут быть направлены на побуждение к совершению одного или нескольких из указанных преступлений против государства, но их перечень является исчерпывающим. Поэтому не влекут уголовной ответственности по статье 361 призывы к совершению террористического акта против представителя иностранного государства, которые носят общий характер, т.е. не образуют подстрекательство к указанному преступлению.
7. Распространение материалов, содержащих такие призывы, означает передачу этих материалов другим лицам с целью побудить их к насильственным захвату власти, или изменению конституционного строя Республики Беларусь, или к совершению указанных в диспозиции данной нормы трех преступлений против государства.
Под материалами понимаются движимые материальные носители призывов в любой форме (книги, брошюры, листовки, аудио- и видеограммы, письма, рисунки, плакаты и т.д.). Не относятся к материалам надписи и рисунки на стенах домов, заборах, сооружениях. Их следует рассматривать как публичные призывы в письменной или изобразительной (наглядно-демонстрационной) форме.
Способами распространения материалов, кроме непосредственной передачи их другим лицам, могут быть рассылка их по адресам граждан и учреждений, разбрасывание в общественных местах, вывешивание для общего обозрения, оставление в доступных местах, подбрасывание в почтовые ящики и т.д. Для наступления ответственности не имеет значения количество экземпляров распространяемых материалов и не требуется устанавливать признак публичности. Объективно достаточно передачи материалов одному лицу. Однако не является наказуемым распространением материалов индивидуальное ознакомление с ними другого лица без передачи их ему хотя бы во временное пользование.
8. Преступление, предусмотренное статьей 361, признается оконченным с момента распространения публичных призывов рассмотренного содержания или соответствующих материалов.
9. Данное преступление характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо сознает публичный характер призывов к насильственным захвату власти или изменению конституционного строя Республики Беларусь, измене государству, совершению террористического акта или диверсии, и желает таким образом воздействовать на людей, либо сознает, что распространяет материалы с призывами указанного содержания, и желает их распространить с этой же целью воздействия.
Применительно к публичным призывам закон не говорит о цели, поскольку она выражена в их содержании. Однако по отношению к распространению материалов, содержащих такие призывы, каждый раз необходимо устанавливать цель их распространения (например, ненаказуемы распространение материалов с призывами в научных и учебных целях, передача материалов вместе с уголовным делом прокурору, в суд и т.д.).
Мотив данного деяния (как правило, идейно-политического характера) не является обязательным признаком субъективной стороны и учитывается при назначении наказания.
10. Ответственность за данное преступление могут нести граждане Республики Беларусь, иностранцы и лица без гражданства, достигшие 16-летнего возраста.
Если гражданин Республики Беларусь совершает данное преступление по заданию органов или представителей иностранного государства, то содеянное им должно квалифицироваться по совокупности с изменой государству в форме оказания иностранному государству помощи в проведении враждебной деятельности против Республики Беларусь путем совершения преступлений против государства (см. коммепт. к ст. 356).
11. Часть 2 статьи 361 предусматривает ответственность за те же деяния, совершенные при наличии квалифицирующего признака — с использованием средств массовой информации, т.е. телевидения, радио, печати (кроме литературно-художественных, научных и технических изданий).
12. Призывы к измене государству, совершению террористического акта или диверсии необходимо отличать от подстрекательства к этим преступлениям (см. коммент. к ст.ст. 116, 356, 359, 360). Критерием их разграничения выступает степень конкретности, а также методы и средства воздействия с учетом обстановки и всех обстоятельств в их совокупности. В отличие от подстрекательства к измене государству, совершению террористического акта или диверсии призывы в смысле статьи 361 не обращены к конкретному лицу и обычно не указывают на деяние в индивидуализируемой форме. Призывы носят общий характер и не содержат конкретных указаний об объекте, месте, времени, способе совершения преступления. В отдельных случаях они могут быть конкретизированы по месту, времени, либо способу совершения преступления, однако они всегда обращены не к конкретным лицам, а к неопределенной группе лиц.
При распространении призывов средством воздействия на людей в основном выступает убеждение (этому же служит и запугивание). При подстрекательстве ведущую роль нередко играет принуждение (психическое и физическое) — угрозы убийством, шантаж, избиение, использование зависимости, а также подогревание низменных побуждений.
По этим же критериям следует отличать преступление, предусмотренное статьей 361, от принуждения лица к участию в преступной деятельности (ст. 288).
Призывы, образующие оконченное преступление, предусмотренное статьей 361, сами по себе могут также являться частью более широкого преступного умысла, направленного на создание преступной организации (ст. 285) или незаконного вооруженного формирования (ст. 287). В этой ситуации в зависимости конкретных обстоятельств их можно квалифицировать дополнительно и как приготовление или покушение на указанные преступления.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.