Разобщение пластов. Тампонажный портландцемент и его композиции. Добавки и реагенты для регулирования свойств тампонажного цементного раствора и камня. Наземное оборудование, применяемое при цементировании скважин, страница 9

Полиакриламид - сильный замедлитель водоотдачи, добавка его до 0,3% уменьшает водоотдачу в 10 раз.

5.6.7. Специальные виды добавок

В зависимости от предполагаемого вида работ используются специальные виды добавок. При заливке зон поглощения промывочной жидкости используют добавки в виде древесных опилок, кож гороха, семечковой шелухи, кордового волокна, волокнистого асбеста и других. При цементировании продуктивного горизонта могут быть использованы добавки кордового волокна, волокнистого асбеста для предупреждения растрескивания цементного камня при перфорации. Также может быть использована крошка (2-3 мм) асфальтита, который при эксплуатации может быть растворен в нефти и вымыт ею из зоны, а цементный каркас создаст искусственный фильтр.

Лекция № 28

5.7. Наземное оборудование, применяемое при цементировании скважин

При цементировании скважин применяется следующие агрегаты и узлы наземного оборудования (рис.50). На спущенную обсадную колонну навертывается цементировочная головка 1 с вставленной в нее разделительной продавочной пробкой 11. На буровую скважину доставляется следующее наземное оборудование: цементировочные агрегаты (ЦА)  5, 6, цементировочносмесительные машины (ЦСМ) 7, осреднительная (ОС) емкость 2, блок-манифольд 3.

Рис.50

Схема цементирования

Цементировочный агрегат ЦА-320М, ЗЦА-400А, а также редко применяемые в бурении 2АН-500, 4АН-700 представляет собой автомашину КраЗ 257, на платформе кузова которой расположены двухпоршневой насос типа 9Т или 11Т, рассчитанный на максимальное давление 320 или 400 атм с приводом в ЦА-320М от двигателя автомобиля, а в ЗЦА-400А от специально установленного на платформе двигателя 2УС-500А. На платформе также установлен водо-подающий насос трехплунжерный 1В или шестеренчатый с приводом от специально установленного на платформе двигателя ГАЗ-51А на давление до 15 атм.

На платформе  установлен мерный бак на 6 м3, разделенный на две половины (по 3 м3) с замерными делениями по 0,1 м3. Имеется приемный цементный бачок 8 на 0,25 м3, устанавливаемый при работе на земле. Он разделен на две половины сеткой, чтобы комки цемента не попали в поршневой насос.

Цементносмесительная машина СМН-20 (смесительная машина с норией вместимостью 20 тн цемента) представляет автомашину МАЗ или КраЗ, на раме которой вместо кузова установлен бункер объемом 14,5 м3 вместимостью 20 тн тампонажного цемента, облегченного 12,5 тн. На днище бункера имеется два продольных горизонтальных винтовых шнека и один вертикальный лопастной шнек (у задней стенки) с гидравлическим смесительным устройством. Для загрузки бункера цементом имеется съемный шнек с приемной воронкой (нория).

Осреднительная емкость 2 представляет собой бак емкостью 15-20м3, внутри которого размещены шарнирно соединенные патрубки с насадками для создания вихревого движения внутри бака, тем достигается стабильность удельного веса цементного раствора, а следовательно, и его свойств. Блок-манифольд БМ-700 представляет автомашину ЗИЛ-131, на платформе которой расположены коллекторы низкого и высокого давления для подсоединения линий от ЦА с местами для подсоединения датчиков давления, плотности растворов, расхода жидкости.

Датчики подсоединяются от станции контроля цементирования СКЦ-2М. СКЦ представляет собой автомашину КАВЗ-651 (ГАЗ-51) с приборами, регистрирующими время, давление, плотность и расход растворов.

Технологическая схема цементирования (рис.50) следующая: каждая ЦСМ (7 и 6) соединяется нагнетательными (от водоподающего насоса ЦА к ЦСМ) и приемными линиями (от приемного бачка 8 к поршневому насосу ЦА) с ЦА (6). Цементный раствор от ЦА (6) подается к осреднительной емкости ОС (2), откуда ЦА (5) цементный раствор через блок - манифольд (3) подается к цементировочной головке 1 ( рис.51).

Рис.51

Цементировочная головка

По окончании закачивания цементного раствора отвертываются стопоры цементировочной головки, удерживающие продавочную пробку и включаются в работу ЦА (9), который откачивает на пробку 1,5-2 м3 продавочной жидкости. В это время по линии от бурового насоса подается через БМ (3) продавочная жидкость к ЦА (5 и 6), которые также подключаются на продавку цементного раствора.