Миссия, цель и задачи управления организацией

Страницы работы

50 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Правила построения модели целевой ориентации системы управления:

·    модель целевой ориентации строится сверху вниз от цели-требования до конкретных мероприятий;

·    главная стратегическая цель как цель-требование состоит из двух частей – внешней и внутренней. Внешняя часть определяется на основе миссии, а внутренняя зависит от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта;

·    по мере продвижения от первого до пятого уровня сокращается период реализации целей от пяти лет до одного года. Так, цель-требование должна быть достигнута через пять лет, цели-условия через четыре года, цели-программы через три, цели-планы через два, а конкретные мероприятия должны быть выполнены в течение года;

·    в модели отражаются преимущественно цели развития по сравнению с целями стабилизации, а также стратегические цели преобладают над тактическими;

·    каждая цель имеет свой шифр, который присваивается по позиционной системе кодирования. Количество позиций соответствует номеру уровня;

·    каждой цели соответствует один или несколько критериев.

Критерий – это мера, с помощью которой судят об успешности достижения цели. Критерий имеет вид количественных (натуральных, стоимостных, трудовых) или качественных показателей, измеряемых в баллах. Все количественные критерии (натуральные, стоимостные и трудовые) имеют абсолютное выражение и относительное. Абсолютные величины показывают желаемые состояния, перспективные результаты, а относительные – темпы или динамику ежегодного приближения к конечным состояниям и результатам. Рекомендуется использовать одновременно два количественных показателя – абсолютный и относительный.

В схематическом представлении модели под каждой целью приводится условное обозначение критериев и их количественное выражение, а полное описание рекомендуем представлять в виде табл.4.3.

Конкретные мероприятия, представляющие пятый уровень модели целевой ориентации имеют не критерии, а результаты выполнения, которые заносятся в табл.4.4.

Например, если сформулировать главную стратегическую цель деятельности системы управления высшим учебным заведением – обеспечить удовлетворение потребностей рынка в высших экономических образовательных услугах высокого качества, с необходимым перечнем свойств (внешняя часть) и обеспечить рациональное (эффективное) использование выделенных бюджетных и средств из дополнительных источников (внутренняя часть), критериями достижения этой цели могут служить показатели: количество абитуриентов, поступающих на дневное отделение в 2007 году, темпы ежегодного прироста количества абитуриентов, поступающих на дневное отделение; дефицит бюджета. Количественные оценки этих показателей приведены в табл.4.3.

Пример заполнения "Плана конкретных мероприятий на 200.. год" приведен в табл.4.4.

Цели системы управления хозяйствующий субъектом, представленные в виде иерархической совокупности (рис.4.3), включают цели подразделений, которые, как показывает опыт, являются целями-программами либо целями-планами. Следовательно, модель целевой ориентации, начиная с третьего или четверного уровней, представляет собой совокупность частей или фрагментов. Каждый фрагмент соответствует трех–, двухуровневой микромодели как части всей модели целевой ориентации и принадлежит к какому-либо подразделению.

Критерии выполняют функции контроля того, чтобы:

·  цели нижестоящих уровней были направлены на достижение вышестоящих, а, в конечном итоге, главной стратегической цели;

·  цели одного горизонтального уровня не противоречили друг другу;

·  критерии нижестоящих целей служили количественными ограничениями для критериев вышестоящих целей.

Иначе, с помощью критериев достигается равновесие или баланс

Похожие материалы

Информация о работе