Анализ социально-экономических показателей Российской Федерации

Страницы работы

Фрагмент текста работы

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

Факультет коммерции и маркетинга

Кафедра маркетинга

Задание №1 по экономике маркетинга:

Анализ социально-экономических показателей Российской Федерации в 2000-2004 гг.

                                                                      Выполнили: студенты 561 группы

Каменева Т. Е.

Купцов А. С.

Молодцова Л. М.

Черникова С. В.

                                                                      Научный руководитель: д.э.н., проф. Багиев Г. Л.

Санкт-Петербург

2005 год

Таблица 1

Показатели

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

Численность населения (млн. чел.)

145,9

145,2

144,3

145,2

143,6

ВВП  (млрд. руб.)

7305,6

7677,6

8041,8

8632,7

9249,4

Объем промышленного производства (млрд. руб.)

4763

5881

6868

8498

11209,1

Наличие основных фондов (на начало года; по полной учетной стоимости), млрд. руб.

4101,3

4716,6

6753,0

7200,0

7745,2

Оборот розничной торговли (млрд. руб.)

2306,7

3039,0

3753,6

4514,8

5565,5

Средняя номинальная заработная плата (рублей в месяц)

2223,0

3240,0

4360,0

5499,0

6828,0

Среднедушевые денежные доходы населения (рублей в месяц)

2288,4

3074,8

3972,2

5115,0

6295,8

Фактическое конечное потребление домашних хозяйств (в текущих ценах), млрд. руб.

3813,5

5013,8

6394,5

7701,8

9375,1

Количество безработных (млн. чел)

7,6

6,4

5,7

6,1

5,9

Норма безработицы (млн. чел)

10,6

9,1

8,0

8,7

8,0

Инвестиции в основной капитал (млрд. рублей)

1165,2

1504,5

1758,7

2183,3

2729,8

Иностранные инвестиции (млн. долл.)

-32629,0

-6886,0

1133,0

-469,0

-6749,0

Прямые иностранные инвестиции (млн. долл.)

-463,0

216,0

-72,0

-1769,0

2073,0

Индекс потребительских цен (в % к предыдущему периоду)

120,2

118,6

115,1

112,0

111,7

Экспорт-всего (млрд. долл.)

105,0

101,9

107,3

135,9

180,0

Экспорт в страны вне СНГ (млрд. долл.)

90,8

86,6

90,9

114,6

152,1

Импорт – всего (млрд. долл.)

44,9

53,8

46,2

57,3

75,6

Импорт из стран вне СНГ (млрд. долл.)

31,4

40,7

36

44,2

57,9

Социально-экономические показатели России за 2000-2004 года


Анализ тенденций социально-экономического положения России в 2000-2004 гг.

В соответствии с данными, в России происходит депопуляция населения, несмотря на увеличение численности населения в 2003 году, показатель 2004 года меньше, чем 2000 на 2,3 млн. (1,6 %). Наибольшая убыль населения за рассматриваемый период произошла в 2003 г. – число россиян уменьшилось на 1,6 млн. человек.

Средняя номинальная заработная плата за весь рассматриваемый период возрастала и в 2004 году стала больше на 4605 рублей в месяц (207 %), чем в 2000 г. Наибольший прирост произошел в 2003 г. и составил 1329 рублей. Среднедушевые денежные доходы населения также возрастают, но с меньшей скоростью. За рассматриваемый период они увеличились на 4007,4 рубля (175,1 %), а наибольшее увеличение произошло также в 2003 г. и составило 1180,8 рубля.

Количество безработных за период уменьшилось на 1,7 млн. человек (22,4 %). Наибольшее сокращение произошло в 2000 году (1,2 млн. чел.). В 2002 году произошло увеличение численности безработных на 0,4 млн. Динамика нормы безработицы соответствует динамике численности безработных, но разница между двумя этими показателями имеет тенденцию к уменьшению, уменьшилась с 3 млн. до 2,1.

В целом показатели численности населения, доходов и безработицы показывают рост доходов населения и сокращение безработицы на фоне депопуляции. Таким образом, поле деятельности маркетологов расширяется, в связи с ростом доходов.

Объем промышленного производства увеличивается ежегодно на 20-25%, что явно  отражается на росте ВВП (4-7%). Значительный рост промышленности объясняется, конечно, неуклонным наращиванием объемов добычи топливного сырья – нефти, которая к тому же постоянно растет в цене на мировом рынке. Поэтому здесь весомый вклад нефтяников и экспортеров сырья. Немаловажную роль сыграла здесь и пищевая промышленность. Все больше россиян отдают предпочтение российским продуктам питания, цена которых на порядок ниже зарубежных, а их качество достигает уже  достаточно высокого уровня. Это оказывает влияние на оборот розничной торговли, который увеличивается ежегодно на 15-25%. Снижения индекса потребительских цен и темпов инфляции достичь удается, но очень медленными темпами. Инфляция все-таки выходит за установленный Правительством РФ предел 12% (теперь 10%). Данное во многом объясняется опять же ростом цен на нефть, и топливо в целом. Российский бюджет и экономика вообще сильно зависят от состояния на мировом топливном рынке, так как нефть приносит большую часть доходов страны.

Рост доходов среднего класса привел к изменению покупательских предпочтений в выборе страны-изготовителя и марки продукции. Доля предпочитающих отечественные марки продукции, в общем, уменьшается. Значительно сокращаются доли самых массовых мировых брэндов. Предпочтения смещаются в сторону европейских марок. Таким образом, средний класс сейчас переориентируется с потребления массовых товаров на более качественные и эксклюзивные, а значит дорогие, при этом отечественные товары явно не выдерживают конкуренции и теряют свою долю рынка[1].

Для улучшения социально-экономической ситуации на российском рынке маркетологи всех уровней  должны стремиться к повышению качества российской продукции, в первую очередь, относительно мировых стандартов. Также необходимо создание сильных российских брэндов во всех отраслях производства товаров и услуг.  Тем самым можно заинтересовать, как внутреннего потребителя

Похожие материалы

Информация о работе