МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
Факультет коммерции и маркетинга
Кафедра маркетинга
Задание №1 по экономике маркетинга:
Анализ социально-экономических показателей Российской Федерации в 2000-2004 гг.
Выполнили: студенты 561 группы
Каменева Т. Е.
Купцов А. С.
Молодцова Л. М.
Черникова С. В.
Научный руководитель: д.э.н., проф. Багиев Г. Л.
Санкт-Петербург
2005 год
Таблица 1
Показатели |
2000 год |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
Численность населения (млн. чел.) |
145,9 |
145,2 |
144,3 |
145,2 |
143,6 |
ВВП (млрд. руб.) |
7305,6 |
7677,6 |
8041,8 |
8632,7 |
9249,4 |
Объем промышленного производства (млрд. руб.) |
4763 |
5881 |
6868 |
8498 |
11209,1 |
Наличие основных фондов (на начало года; по полной учетной стоимости), млрд. руб. |
4101,3 |
4716,6 |
6753,0 |
7200,0 |
7745,2 |
Оборот розничной торговли (млрд. руб.) |
2306,7 |
3039,0 |
3753,6 |
4514,8 |
5565,5 |
Средняя номинальная заработная плата (рублей в месяц) |
2223,0 |
3240,0 |
4360,0 |
5499,0 |
6828,0 |
Среднедушевые денежные доходы населения (рублей в месяц) |
2288,4 |
3074,8 |
3972,2 |
5115,0 |
6295,8 |
Фактическое конечное потребление домашних хозяйств (в текущих ценах), млрд. руб. |
3813,5 |
5013,8 |
6394,5 |
7701,8 |
9375,1 |
Количество безработных (млн. чел) |
7,6 |
6,4 |
5,7 |
6,1 |
5,9 |
Норма безработицы (млн. чел) |
10,6 |
9,1 |
8,0 |
8,7 |
8,0 |
Инвестиции в основной капитал (млрд. рублей) |
1165,2 |
1504,5 |
1758,7 |
2183,3 |
2729,8 |
Иностранные инвестиции (млн. долл.) |
-32629,0 |
-6886,0 |
1133,0 |
-469,0 |
-6749,0 |
Прямые иностранные инвестиции (млн. долл.) |
-463,0 |
216,0 |
-72,0 |
-1769,0 |
2073,0 |
Индекс потребительских цен (в % к предыдущему периоду) |
120,2 |
118,6 |
115,1 |
112,0 |
111,7 |
Экспорт-всего (млрд. долл.) |
105,0 |
101,9 |
107,3 |
135,9 |
180,0 |
Экспорт в страны вне СНГ (млрд. долл.) |
90,8 |
86,6 |
90,9 |
114,6 |
152,1 |
Импорт – всего (млрд. долл.) |
44,9 |
53,8 |
46,2 |
57,3 |
75,6 |
Импорт из стран вне СНГ (млрд. долл.) |
31,4 |
40,7 |
36 |
44,2 |
57,9 |
Социально-экономические показатели России за 2000-2004 года
Анализ тенденций социально-экономического положения России в 2000-2004 гг.
В соответствии с данными, в России происходит депопуляция населения, несмотря на увеличение численности населения в 2003 году, показатель 2004 года меньше, чем 2000 на 2,3 млн. (1,6 %). Наибольшая убыль населения за рассматриваемый период произошла в 2003 г. – число россиян уменьшилось на 1,6 млн. человек.
Средняя номинальная заработная плата за весь рассматриваемый период возрастала и в 2004 году стала больше на 4605 рублей в месяц (207 %), чем в 2000 г. Наибольший прирост произошел в 2003 г. и составил 1329 рублей. Среднедушевые денежные доходы населения также возрастают, но с меньшей скоростью. За рассматриваемый период они увеличились на 4007,4 рубля (175,1 %), а наибольшее увеличение произошло также в 2003 г. и составило 1180,8 рубля.
Количество безработных за период уменьшилось на 1,7 млн. человек (22,4 %). Наибольшее сокращение произошло в 2000 году (1,2 млн. чел.). В 2002 году произошло увеличение численности безработных на 0,4 млн. Динамика нормы безработицы соответствует динамике численности безработных, но разница между двумя этими показателями имеет тенденцию к уменьшению, уменьшилась с 3 млн. до 2,1.
В целом показатели численности населения, доходов и безработицы показывают рост доходов населения и сокращение безработицы на фоне депопуляции. Таким образом, поле деятельности маркетологов расширяется, в связи с ростом доходов.
Объем промышленного производства увеличивается ежегодно на 20-25%, что явно отражается на росте ВВП (4-7%). Значительный рост промышленности объясняется, конечно, неуклонным наращиванием объемов добычи топливного сырья – нефти, которая к тому же постоянно растет в цене на мировом рынке. Поэтому здесь весомый вклад нефтяников и экспортеров сырья. Немаловажную роль сыграла здесь и пищевая промышленность. Все больше россиян отдают предпочтение российским продуктам питания, цена которых на порядок ниже зарубежных, а их качество достигает уже достаточно высокого уровня. Это оказывает влияние на оборот розничной торговли, который увеличивается ежегодно на 15-25%. Снижения индекса потребительских цен и темпов инфляции достичь удается, но очень медленными темпами. Инфляция все-таки выходит за установленный Правительством РФ предел 12% (теперь 10%). Данное во многом объясняется опять же ростом цен на нефть, и топливо в целом. Российский бюджет и экономика вообще сильно зависят от состояния на мировом топливном рынке, так как нефть приносит большую часть доходов страны.
Рост доходов среднего класса привел к изменению покупательских предпочтений в выборе страны-изготовителя и марки продукции. Доля предпочитающих отечественные марки продукции, в общем, уменьшается. Значительно сокращаются доли самых массовых мировых брэндов. Предпочтения смещаются в сторону европейских марок. Таким образом, средний класс сейчас переориентируется с потребления массовых товаров на более качественные и эксклюзивные, а значит дорогие, при этом отечественные товары явно не выдерживают конкуренции и теряют свою долю рынка[1].
Для улучшения социально-экономической ситуации на российском рынке маркетологи всех уровней должны стремиться к повышению качества российской продукции, в первую очередь, относительно мировых стандартов. Также необходимо создание сильных российских брэндов во всех отраслях производства товаров и услуг. Тем самым можно заинтересовать, как внутреннего потребителя
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.