ПРОЦЕСС МАРКЕТИНГ-МЕНЕДЖМЕНТА.
АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ:
Сбор информации, оценка спроса и маркетинговая среда
Маркетинговая возможность промышленной фирмы – привлекательное направление маркетинговых усилий, на котором конкретная промышленная фирма может добиться конкурентного преимущества.
!!! Маркетинговая возможность должна четко соответствовать целям и ресурсам промышленной фирмы.
Для обеспечения руководства необходимой маркетинговой информацией компании разрабатывают маркетинговые информационные системы.
Маркетинговая информационная система – постоянно действующая система взаимосвязи людей, оборудования и методических приемов, предназначенная для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации для использования ее с целью совершенствования планирования, претворения в жизнь и контроля за исполнением маркетинговых мероприятий.
Концепция системы маркетинговой информации
4 подсистемы маркетинговой информации:
§ Подсистема внутренней отчетности – отчетность компании, отражающая показатели текущего сбыта, суммы издержек, объемы материальных запасов, движение денежной наличности и т.д.
o Wal-Mart (сеть магазинов) обладает высокоэффективной системой обмена данными между участниками канала распределения. Компьютерная система компании VF (производитель брендов Wrangler, Riders, Rustler и Lee) отслеживает каждый товар, предлагаемый супермаркетами Wal-Mart. При покупке система считывает штрих-код и сообщает об этом на склад продукции, откуда аналогичный товар в считанные часы отсылается в супермаркет. Информация о совокупном объеме покупок за день передается по спутниковым каналам поставщикам VF. Информационная система Wal-Mart обеспечивает связь между поставщиками, оптовыми складами, розничными магазинами и офисом компании, что позволяет устанавливать максимально низкие розничные цены, одновременно поддерживая оптимальный уровень товарных запасов. Обладая оперативной и исчерпывающей информацией, менеджеры Wal-Mart быстро принимают решения по розничным ценам и размерам товарных запасов.
§ Подсистема маркетингового наблюдения - постоянная деятельность по сбору текущей информации об изменении внешней среды маркетинга, необходимой как для разработки, так и для корректировки маркетинговых планов.
Возможные шаги:
o Обучить и заинтересовать непосредственно связанный с продажами персонал умению замечать происходящие перемены.
o Поощрять дистрибуторов, розничных продавцов и др. посредников передавать фирме существенные замечания (система обратной связи).
§ ParkerHannifin(производство гидравлического оборудования) просит дистрибуторов отправлять в отдел маркетинговых исследований копии счетов на приобретение их продукции.
o Получать сведения о конкурентах, приобретая их продукцию, участвуя в выставках, анализируя информацию в СМИ.
o Организовать из наиболее активных и опытных клиентов консультационную группу потребителей.
§ Hitachi Data Systems раз в 9 месяцев проводит 3-дневные встречи с 30 членами такой группы, на которых обсуждаются вопросы обслуживания, новые технологии и стратегические запросы заказчиков.
o Покупать маркетинговую информацию у специализированных компаний (напр., ACNielsen)
§ Подсистема маркетинговых исследований - в отличие от маркетингового наблюдения маркетинговые исследования предполагают подготовку и проведение различных обследований, анализ полученных данных по конкретной маркетинговой задаче, стоящей перед предприятием. Маркетинговые исследования проводятся периодически, а не постоянно, по мере появления определенных проблем (подробно см. далее).
§ Подсистема маркетинговых решений - взаимосвязанный набор систем данных, инструментов и методик, с помощью которого промышленная фирма анализирует и интерпретирует внутреннею и внешнюю информацию.
Система маркетинговых исследований
* Вторичная информация – уже существующая в определенной форме информация, полученная для каких-то других целей. Первичная информация собирается с конкретной целью при осуществлении определенного проекта.
Основные методы исследования:
§ Наблюдение (видеонаблюдение, mystery shopping);
§ Эксперимент (можно использовать для тестирования новых продуктов, изменений методов торговли и пр.);
§ групповые исследования (фокус-группы);
§ качественные исследования (мозговой штурм, интервью - проводятся, когда нет необходимости в строгих численных результатах);
§ обзорные исследования (анкеты по почте, опросы по телефону, личные контакты, Internet).
Задание: Назовите преимущества и недостатки каждого из методов обзорного исследования
Метод обзорного исследования |
Преимущества |
Недостатки |
Анкета по почте |
||
Телефонное интервью |
||
Личное интервью |
||
Онлайновое интервью |
!!! Форма вопроса может повлиять на ответы.
Применяют 2 типа вопросов:
§ открытые - ответ формулируется самостоятельно;
§ закрытые - вопрос содержит все возможные ответы.
Упражнение на получение навыков в создании открытых вопросов
Представьте, что Вы – производитель лекарственных препаратов. Заполните таблицу, создав свои открытые вопросы каждого типа
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.