Цель работы: Изучение эксплуатационных свойств схем соединения обмоток автотрансформатора. Знакомство с методами их расчета и анализа.
Краткие теоретические положения
Известно, что в трансформаторах передача энергии из одной обмотки в другую происходит посредством магнитного поля, которое проходит по магнито-проводу трансформатора. При этом для передачи энергии не создаются электрические связи между обмотками.
В автотрансформаторах существуют два пути передачи энергии: один путь, как и в трансформаторах, посредством магнитного поля, другой посредством электрической связи между обмотками. Поскольку передача энергии электрическим путем оказывается дешевле магнитного, то автотрансформатор с экономической точки зрения выгоднее трансформатора.
На рис. 3 приведена схема автотрансформатора, на основе которой рассмотрим энергетические соотношения в автотрансформаторе и дадим основные определения.
Проходная мощность - это полная мощность, которая проходит через автотрансформатор, ее определяют на входных или выходных зажимах автотрансформатора
Эта мощность является также номинальной мощностью автотрансформатора.
Типовая (электромагнитная) мощность - это мощность, которая передается из одной сети в другую посредством магнитного поля. Эту мощность называют также расчетной. Как и в обычном трансформаторе, эта мощность
где- соответственно э.д.с. и токи последовательной и общей об-
моток.
Мощность, передаваемая электрическим путем, равна разности мощностей
Расход материалов, габариты и стоимость автотрансформатора определяются в основном типовой мощностьюа его пропускная способность определяется проходной мощностьюОчевидно, чем больше эта разница, тем выгоднее применение автотрансформатора.
Для численной оценки этого эффекта вводят коэффициент типовой мощ-
ности
Чем меньше коэффициент тем выгоднее автотрансформатор.
Однако экономический эффект зависит не только от доли энергии, передаваемой электрическим путем, но и от вида схемы соединения обмоток автотрансформатора. Возьмем трансформатор с двумя обмотками и соберем на его основе все возможные схемы автотрансформатора. Перед сборкой схем обмотки промаркируем, то есть определим их начала и концы. Отметим особенность соединения обмоток автотрансформатора, которая заключается в том, что одна обмотка всегда включается в сеть последовательно, а другая параллельно. При таком условии можно собрать четыре варианта схем (рис. 4). Покажем, что коэффициент типовой мощности зависит от схемы соединения обмоток.
Определим коэффициент трансформации автотрансформатора как отношение
и покажем на примере первой схемы (рис. 4а) способ определения коэффициентов
Будем считать, что э.д.с. во всех индуктивно связанных обмотках направлена от начала обмотки к ее концу (на рис. 4 это показано стрелками). Пренебрегая
падением напряжения, можно записать. Тогда получим
то есть данная схема автотрансформатора повышающая.
Для определения коэффициента типовой мощности воспользуемся электромагнитной мощностью последовательной обмотки и выходной мощностью автотрансформатора, в результате этого получим
Легко показать, что среди схем, приведенных на рис. 4, две схемы повышающие и две понижающие. При этом из каждой пары схем одна имеет меньший коэффициент типовой мощности и поэтому оказывается экономически выгоднее.
Программа испытаний
Провести оценку схем автотрансформатора изображенных на рис. 4, путем экспериментального определения коэффициента трансформации и коэффициента типовой мощности
Используемые приборы и электрооборудование
1. Испытуемый трансформатор (мощность трансформатора задается преподавателем).
2. Источник переменного регулируемого напряжения (ЛАТР).
3. Амперметры и вольтметры.
4. Активная нагрузка (реостат)
Экспериментальная установка (рис. 5) представляет собой трансформатор, из обмоток которого с помощью перемычек собирается схема автотрансформатора. Пример сборки такой схемы показан на рис. 6.
Цель работы: Ознакомление с методами маркировки обмоток трансформаторов тока, определение коэффициента трансформации и построение вольт-амперной характеристики.
Краткие теоретические положения
Трансформаторы тока служат для преобразования тока в величины, удобные для измерения. Первичная обмотка включается последовательно в цепь измеряемого тока, к вторичной обмотке последовательно подключаются приборы.
Для трансформаторов тока справедливо следующее уравнение намагничивающих сил:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.