Елисафенко Артур
Рецензия на монографию
Никольская Т.К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 годах.
Автор: Татьяна Никольская – кандидат исторических наук, преподаватель Санкт-Петербургского христианского университета.
Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге – 2009 г. – 356 с.
В книге подробно раскрывается история русского протестантизма от 1905-1991 гг., описаны его не простые взаимоотношения с правительствами нашей страны. Зачатки протестантизма, то есть первые евангельские движения начали формироваться еще в XVII - XVIII вв. (хлысты). С XIX в. заявляют о себе адвентисты седьмого дня. Но только 1905 г. протестантизм (баптисты, адвентисты седьмого дня и евангельские христиане) как христианское течение был легализован на территории нашей Родины. Однако эта легализация была формальная, на деле обстояло все по другому, и поэтому о реальной легализации протестантизма в России можно говорить лишь в наши дни. Революция 1905-1907 гг. укрепила права протестантов – они проводили множество общественных мероприятий – собиралось много любопытных. Поэтому протестантство привлекло к себе внимание различных слоев общества. Оно было не только позитивным, но и негативным.
В период Первой мировой войны антинемецкие настроения отразились на протестантах, как последователей веры немцев. Свобода протестантов была ограничена. Однако миссионерская деятельность продолжалась. Революция 1917 г. принесла протестантам некоторые послабления. При падении самодержавия верующие получили амнистию. Временное правительство способствовало свободе вероисповеданий.
Можно сказать, что период 1905-1927 гг. был в целом благоприятным для русского протестантизма. Однако и советская власть постепенно стала притеснять протестантов. И уже с конца 20-х гг. XX в. протестантизм стал обвиняться в контрреволюционности и пособничестве белогвардейцам. Вплоть до 1941 г. активная политика государства против протестантов была очевидна. Деятельность верующих была прокомментирована в постановлениях правительства и она была явно ограничена. Шла активная борьба против религиозных организаций, закрывались церкви и молитвенные дома. Участились массовые аресты и ссылки религиозных служителей. Религиозные служители подвергались репрессиям. 30-е гг. XX в. ознаменовались антирелигиозной пропагандой. Воскресный день стал рабочим днем. Антирелигиозная политика не привела к разгрому русского протестантизма.
К началу ВОВ антирелигиозная политика была практически свернута. Религиозная жизнь общества стала возрождаться. Был образован Совет по делам религиозных культов, который регистрировал религиозные общины. Т.о. советское правительство признало необходимость существования религии. После ВОВ наблюдается свертывание идеологической борьбы против религии. Сформировалась централизованная система контроля над религиозной жизнью, что вызывало недовольство у верующих. После войны были созданы церковные союзы и руководящие центры евангельских христиан. Развивались международные контакты советских верующих. Не смотря на запреты, приток новообращенных в церквях увеличивался.
С к. 50-х гг. XX в. – начинается новый этап антирелигиозной политики, который оставил глубокий след в сознании советских людей. Шла борьба со всеми религиозными организациями. Однако антирелигиозная политика показала жизнеспособность русского протестантизма. Наблюдалось активное и пассивное сопротивление верующих в 1960-1980-х гг. В последствии правительство использовало не только репрессии, но и политику уступок и компромиссов, хотя многие проблемы так и оставались нерешенными. Атеистическая пропаганда продолжалась. В период перестройки позиция СМИ по отношению к религии становилась более позитивной. В конце 1980- х амнистию получили осужденные за религиозную деятельность. В 1990 г. был принят закон «О свободе вероисповеданий». Эта эпоха знаменовала новый этап в истории русского протестантизма.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.