Демографические и психографические особенности населения мира: Практическое руководство к контрольным работам по одноименной дисциплине, страница 5

1. Построить график «Изменения численности населения Гомельской области» за период 1989-2005 гг. Известно, что в 1989 г. проживало 1.667.800 чел., в 1993 г. – 1.582.400 чел., в 1996 г. – 1.566.300 чел., в 1999 г. – 1.545.100 чел., в 2003 г. – 1.516.100 чел., в 2005 г. – 1.495.400 чел.

2. Основные черты характера скандинавских народов (шведов, норвежцев, финнов).

Вариант № 30

1. Вычислить эффективность и коэффициенты сальдо и брутто миграции по Республике Беларусь, используя данные статистического сборника на предыдущий год.

2. Психологическое несходство этносов.

Вариант № 31

1. Построить половозрастную пирамиду по данным возрастной структуры Республики Беларусь на предыдущий год.

2. Культурно-бытовые особенности образа жизни канадцев.


Приложение 1

Задача: определить коэффициент рождаемости в РБ за 2003 год, если известно что, в этом году родилось 88,5 тыс. человек. Численность населения в начале года составила 9898,6 тыс. человек, а в конце – 9849,1 тыс. человек.

Дано:  N  =  88,5 тыс. чел.

            SH =  9898,6 тыс. чел.

            SK =  9849,1 тыс. чел.

_________________________

                    n - ?

Решение:

1. Коэффициент рождаемости – это отношение числа родившихся за год к среднему  населению этого года (отношение числа событий к среднему населению приведенное к году) в пересчёте на 1000 жителей.

.

2. Среднее население – это полусумма численности населения на начало и конец периода.

= ½ (SH+SK ),

.

Ответ:  8,9% - низкий уровень рождаемости (т.к. по шкале до 16% - низкий).


ЛИТЕРАТУРА

1.  Валентей Д.И., Кваша А.Я. Основы демографии: пособия для ВУЗов. – М.: Мысль, 1987,1997.

2.  Гнатенко П.И. Национальный характер.- Днепропетровск, 1992г.

3.  Журнал:  Детская энциклопедия «АиФ – детям», «Индейцы Северной Америки», №10, 2002, Москва.

4.  Копылов В.А. География населения: учебное пособие. – М.: центр «Маркетинг», 1999.

5.  Котлер Ф. Основы маркетинга. – М: Прогресс, 1992.

6.  «Курс демографии» под редакцией Боярского А.Я. – М.: «Финансы и статистика», 1985.

7.  Медков    В.М.     Демография:   учебник    для   студентов   ВУЗов. -  М:

8.  ИНФРА-М, 2003г.

9.  Московичи  С. Век толп:  исторический   трактат   по   психологии  масс  перевод с французкого. - М.: центр психологии, 1998.

10.   Население мира: демографический справочник. - М., 1998., 2000.

11.   Республика Беларусь в цифрах: краткий статистический сборник, 2000г, 2003г.

12.  Современная демография. Под редакцией Квашин А.Я., Ионцева В.А. – М.: Московский университет, 1995.

13.  Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учебник для ВУЗов. - М.: Академический проект, 1999.

14.  Сухарев В.А., Сухарев М.В. Психология народов и наций. – Донецк: Сталкер, 1997.

15.  Сухарев В.А., Сухарев М.В. Европейцы и американцы глазами психолога. – Мн.: «Беларусь», 2000.

16.  Сухарев В.А. «Этика и психология делового человека» – М: Фаир, 1997.

17.  Чернявская  Ю.В.  Психология  национальной  нетерпимости: хрестоматия. - Мн.: Харвест, 1998.

18.  Численность и основные социально-демографические характеристики населения Гомельской области: по данным переписи 1999 г. - ГО управление статистики, 1999г, 2003г.

19.  Цiтоý В.С. «Этнографичная спадчына: Беларусь. Традыцыйная бытавая культура»: Вучэбна-метадычны дапаможнiк. – Мн.: Беларусь, 1997.

20.  Этнопсихологический словарь. Под редредакцией В.Г.Крысько– М.; 1999.

21.  Юрцевич Н.С. По материкам и странам. - Мн.: Народная асвета, 1998.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 3

ОБЩИЕ  ТРЕБОВАНИЯ К  ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ  РАБОТ.. 3

ВАРИАНТЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ......................... 5

ПРИЛОЖЕНИЕ 1........................................................................................... 11

ЛИТЕРАТУРА....................................................................................................................12

СОДЕРЖАНИЕ.................................................................................................13