Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Основы групп-анализа»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

САНКТ- ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

факультет прикладной психологии

Рассмотрено и рекомендовано

На заседании кафедры

Организационная психология

Протокол №__ от «_____________» 2008 г.

Зав. Кафедрой__________________________

________________                                                                УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                 Декан факультета

                                                                                               __________________________

                                                                                               ________________

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

                    «Основы групп-анализа»

дисциплина цикла ДС

по специальности Психология 020400

Разработчик -  кандидат психол. наук, доцент Г.Х. Бакирова

Рецензенты -    кандидат психол. наук, доцент Е.В. Змановская,

                          тренинг  группаналитик А.А. Склизков

Санкт- Петербург

РАЗДЕЛ 1.

1.  ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Программа по учебному курсу «Основы групп-анализа» разрабатывалась на основе материалов и участия во «Вводном курсе» по группанализу, который проводился в России в 1995 году групповыми аналитиками (David Kennard, Jef Roberts, Barbara Elliot) и «Дипломном курсе», который проводится с 2006 года по настоящее время группаналитиками из Лондонского Института Группанализа, признанному на международном уровне.

1.1. ЦЕЛЬ КУРСА

Основной целью курса является понимание и осоз­нание, а также переживание процессов в группе для практического овла­дения более глубокими техниками работы с группой, управления группо­выми процессами, а также формирование на этой основе целостного представления о функционировании организации, групп в ней и индивидов в группе.

Программа курса предусматривает изучение наиболее важных теоретических концепций функционирования группы и управления ее развитием, отражающих механизмы функционирования организации, группы и индивида в их взаимосвязи и взаимовлиянии, что дает глубокое понимание происходящих в группах, в организациях процессов и помогает в консультировании в разных сферах (семья, класс, группа подростков, рабочая команда, коллектив и т.п.).

1.2. ЗАДАЧИ КУРСА

Для достижения этих целей необходимо обучающимся студентам:

 ·     дать общее представление о различных теоретических моделях работы с группой,

·    познакомить с теоретическими основами группанализа,

·    дать возможность пережить процесс развития группы, групповые сопро­тивления, а также индивидуальные сопротивления, столкнуться с пробле­мой агрессивности в группе, с процессами конфронтации с руководителем,

·   мотивировать самораскрытие и осознания себя в группе, своего поведе­ния в различных групповых ситуациях,

·   расширить кругозор, способствовать фондированию разностороннего взгляда на  проблемы, возникающие в группе, в организации.

1.3.МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА.

Данный курс относится к блоку дисциплин специализации. ГОС по специальности Психология 020400. Программа дисциплины строится на основе межпредметных связей с такими курсами как  «Социальная психология», «Психоаналитическое консультирование», «Социальная реабилитация».

1.4.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ.

В результате изучения курса обучения студенты должны знать:

· основные этапы развития группанализа;

· основные понятия в группанализе;

· о теоретических основах группанализа;

· этапы формирования группы;

·  основные техники группанализа;

· роли и функции дирижера/ ведущего группы;

· индивидуальные и групповые сопротивления;

· об особенностях переноса и контрпереноса в группе.

4.1. Темы дисциплины, их краткое содержание.

Модуль 1. Теоретико-методологические основы группового анализа

Тема I. История развития группанализа.

Определение основных понятий: групповая динамика, группанализ. История использования группового подхода в работе с людьми. Основные модели психоаналитической групповой работы. Работа с инди­видом в группе. Работа с группой, включающей индивида. Сочетание двух планов. Британская школа группанализа.

Тема 2. Философия группанализа.

Две философские концепции Фоукса.  Социальное бессознательное. О двойственной роли групового дирижера.

Тема 3. Теоретические основы группанализа.

 Группаналитическая психотерапия: цель и задачи.  Малая группа. Матрица. Стадии развития группы.  Роли и функции группаналитика (ведущего группы).Интервенции в группанализе: основные виды, конфигурация. Динамическое администрирование. Основные этапы работы: Формирование группы. Контракт. Первая сессия. Групповой сеттинг.  Завершение группы.

Тема 4. Сопротивления вгруппе.

Индивидуальные сопротивления в группе. Групповые сопротивления. Острые сопротивления. Характерологические сопротивления. Работа с сопротивлениями. Формы проявления сопротивлений в группе. Сопротивление группаналитика. Групповой сеттинг как способ преодоления сопротивления у членов группы.

Тема 5. Перенос и контрперенос в группе.

Перенос на ведущего группы. Множественный перенос в группанализе. Перенос между членами группы. Групповой перенос. Семейный перенос. Роль контрпереноса в группанализе.

Тема 6. Бессознательные процессы в группе.

Отзеркаливание (mirroring). Цепная реакция (Chain reaction). Резонанс. Локализация.

 Уровни коммуникаций по Фоуксу.

Модуль 2. Применение группового анализа в практике

Тема 1.  Большие группы.  Терапевтическое сообщество.

Основные задачи большой  группы. Различия между большой и малой группой. Поведение группаналитика в большой и малой группах. Роль терапевтической среды.

Тема 2. Применение группанализа в консультировании.

Группанализ в применении к организации.Использование группанализа в оргконсультировании. Применение группанализа для понимания макросоциальных процессов. Применение группанализа в работе с подростками, с семьей, с наркоманами, с классами в школе, с персоналом в организациях различного профиля, с командой руководителей, с пенсионерами, с беременными женщинами и т.д.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ (к зачету).

  1. История развития группанализа: основные идеи, применяемые концепции.

2.Основные модели психоаналитической групповой работы.

3.Работа с инди­видом в группе.

4. Работа с группой, включающей индивида.

5. Взгляды Фоукса: сочетание двух планов.

6. Теоретические основы группанализа: цель, задачи ГА, основные аспекты ГА.

7.Малая группа: особенности работы в малой группе.

8. Матрица.

9.Группаналитическая психотерапия: основная цель и задачи.

10. Этапы работы с использованием группаналитического подхода

Похожие материалы

Информация о работе