САНКТ- ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
факультет прикладной психологии
На заседании кафедры
Организационная психология
Протокол №__ от «_____________» 2008 г.
Зав. Кафедрой__________________________
________________ УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
__________________________
________________
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
дисциплина цикла ДС
по специальности Психология 020400
Рецензенты - кандидат психол. наук, доцент Е.В. Змановская,
тренинг группаналитик А.А. Склизков
Санкт- Петербург
РАЗДЕЛ 1.
1. ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Программа по учебному курсу «Основы групп-анализа» разрабатывалась на основе материалов и участия во «Вводном курсе» по группанализу, который проводился в России в 1995 году групповыми аналитиками (David Kennard, Jef Roberts, Barbara Elliot) и «Дипломном курсе», который проводится с 2006 года по настоящее время группаналитиками из Лондонского Института Группанализа, признанному на международном уровне.
1.1. ЦЕЛЬ КУРСА
Основной целью курса является понимание и осознание, а также переживание процессов в группе для практического овладения более глубокими техниками работы с группой, управления групповыми процессами, а также формирование на этой основе целостного представления о функционировании организации, групп в ней и индивидов в группе.
Программа курса предусматривает изучение наиболее важных теоретических концепций функционирования группы и управления ее развитием, отражающих механизмы функционирования организации, группы и индивида в их взаимосвязи и взаимовлиянии, что дает глубокое понимание происходящих в группах, в организациях процессов и помогает в консультировании в разных сферах (семья, класс, группа подростков, рабочая команда, коллектив и т.п.).
1.2. ЗАДАЧИ КУРСА
Для достижения этих целей необходимо обучающимся студентам:
· дать общее представление о различных теоретических моделях работы с группой,
· познакомить с теоретическими основами группанализа,
· дать возможность пережить процесс развития группы, групповые сопротивления, а также индивидуальные сопротивления, столкнуться с проблемой агрессивности в группе, с процессами конфронтации с руководителем,
· мотивировать самораскрытие и осознания себя в группе, своего поведения в различных групповых ситуациях,
· расширить кругозор, способствовать фондированию разностороннего взгляда на проблемы, возникающие в группе, в организации.
1.3.МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА.
Данный курс относится к блоку дисциплин специализации. ГОС по специальности Психология 020400. Программа дисциплины строится на основе межпредметных связей с такими курсами как «Социальная психология», «Психоаналитическое консультирование», «Социальная реабилитация».
1.4.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ.
В результате изучения курса обучения студенты должны знать:
· основные этапы развития группанализа;
· основные понятия в группанализе;
· о теоретических основах группанализа;
· этапы формирования группы;
· основные техники группанализа;
· роли и функции дирижера/ ведущего группы;
· индивидуальные и групповые сопротивления;
· об особенностях переноса и контрпереноса в группе.
4.1. Темы дисциплины, их краткое содержание.
Модуль 1. Теоретико-методологические основы группового анализа
Тема I. История развития группанализа.
Определение основных понятий: групповая динамика, группанализ. История использования группового подхода в работе с людьми. Основные модели психоаналитической групповой работы. Работа с индивидом в группе. Работа с группой, включающей индивида. Сочетание двух планов. Британская школа группанализа.
Тема 2. Философия группанализа.
Две философские концепции Фоукса. Социальное бессознательное. О двойственной роли групового дирижера.
Тема 3. Теоретические основы группанализа.
Группаналитическая психотерапия: цель и задачи. Малая группа. Матрица. Стадии развития группы. Роли и функции группаналитика (ведущего группы).Интервенции в группанализе: основные виды, конфигурация. Динамическое администрирование. Основные этапы работы: Формирование группы. Контракт. Первая сессия. Групповой сеттинг. Завершение группы.
Тема 4. Сопротивления вгруппе.
Индивидуальные сопротивления в группе. Групповые сопротивления. Острые сопротивления. Характерологические сопротивления. Работа с сопротивлениями. Формы проявления сопротивлений в группе. Сопротивление группаналитика. Групповой сеттинг как способ преодоления сопротивления у членов группы.
Перенос на ведущего группы. Множественный перенос в группанализе. Перенос между членами группы. Групповой перенос. Семейный перенос. Роль контрпереноса в группанализе.
Тема 6. Бессознательные процессы в группе.
Отзеркаливание (mirroring). Цепная реакция (Chain reaction). Резонанс. Локализация.
Уровни коммуникаций по Фоуксу.
Модуль 2. Применение группового анализа в практике
Тема 1. Большие группы. Терапевтическое сообщество.
Основные задачи большой группы. Различия между большой и малой группой. Поведение группаналитика в большой и малой группах. Роль терапевтической среды.
Тема 2. Применение группанализа в консультировании.
Группанализ в применении к организации.Использование группанализа в оргконсультировании. Применение группанализа для понимания макросоциальных процессов. Применение группанализа в работе с подростками, с семьей, с наркоманами, с классами в школе, с персоналом в организациях различного профиля, с командой руководителей, с пенсионерами, с беременными женщинами и т.д.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ (к зачету).
1. История развития группанализа: основные идеи, применяемые концепции.
2.Основные модели психоаналитической групповой работы.
3.Работа с индивидом в группе.
4. Работа с группой, включающей индивида.
5. Взгляды Фоукса: сочетание двух планов.
6. Теоретические основы группанализа: цель, задачи ГА, основные аспекты ГА.
7.Малая группа: особенности работы в малой группе.
8. Матрица.
9.Группаналитическая психотерапия: основная цель и задачи.
10. Этапы работы с использованием группаналитического подхода
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.