Задание №1.
a) Номинативная шкала, т.к. классификация происходит по названиям, у которых нет количественной или порядковой оценки. Тип измерений: качественное.
b) Порядковая шкала. Классифицирующие ячейки образуют последовательность по принципу меньше-больше, но не известно количественное выражение. Тип измерений: качественное-количественное.
c) Шкала равных отношений. Характеризует объекты пропорционально степени выраженности измеряемого свойства. Тип измерений: количественное.
d) Интервальная шкала. Каждое из возможных значений признака отстоит от другого на равном расстоянии. Тип измерений: количественное.
e) Порядковая шкала.
f) Интервальная шкала, если измерять время и Порядковая шкала, если измерять психологическое различие. Одна и та же разница во времени при быстром решении задачи, более значима для оценки психологического различия, чем при долгом. Следовательно нет равного расстояния. Тип измерений: количественное либо качественно-количественное.
Задание №2
Найти параметры распределения для следующих 75 чисел.
| 141 | 104 | 101 | 130 | 148 | 92 | 87 | 115 | 91 | 96 | 100 | 133 | 124 | 92 | 123 | 
| 132 | 118 | 98 | 101 | 107 | 97 | 124 | 118 | 146 | 107 | 110 | 111 | 138 | 121 | 129 | 
| 106 | 135 | 97 | 108 | 108 | 107 | 110 | 101 | 129 | 105 | 105 | 110 | 116 | 113 | 123 | 
| 83 | 127 | 112 | 114 | 105 | 127 | 114 | 113 | 106 | 139 | 95 | 105 | 95 | 105 | 106 | 
| 109 | 102 | 102 | 102 | 89 | 108 | 92 | 131 | 86 | 134 | 104 | 94 | 121 | 107 | 103 | 
a) X =111
σ = 14,9 (корень из дисперсии)
50-й процентиль – это медиана. Необходимо отранжировать данные по возрастанию и выбрать число, оказавшееся в середине списка. Это число – 108.
b) Полигон частот:

Задание №3
Т.к. у нас две группы измеренных по одному качественному признаку, принимающему всего два значения, то следует применить критерий точной вероятности Фишера. Он используется для оценки различий в двух независимых выборках и позволяет получить точные значения вероятности событий, столь же или еще менее вероятных, чем те, которые в действительности наблюдались.
| мужчины | женщины | всего | |
| правое полушарие | a | b | a+b | 
| левое полушарие | c | d | c+d | 
| всего | a+c | b+d | n | 
 
 
| мужчины | женщины | всего | |
| правое полушарие | 4 | 13 | 17 | 
| левое полушарие | 11 | 2 | 13 | 
| всего | 15 | 15 | 30 | 
P1 = 0,00125
P2 = 0,00131
Гипотеза о связи функциональной асимметрии головного мозга с полом подтверждена (p<0,01).
Задание №4
| Наименование показателей | Оценка выраженности, в % | ||
| Отец | Мать | Сын | |
| 1. Эргичность | 67 | 100 | 33 | 
| 2. Социальная эргичность | 42 | 100 | 67 | 
| 3. Пластичность | 67 | 92 | 75 | 
| 4. Социальная пластичность | 8 | 42 | 92 | 
| 5. Темп | 67 | 92 | 67 | 
| 6. Социальный темп | 17 | 75 | 67 | 
| 7. Эмоциональность | 42 | 42 | 92 | 
| 8. Социальная эмоциональность | 50 | 58 | 58 | 
| 9. Индекс общей эмоциональности | 54 | 50 | 75 | 
| 10. Индекс эмоционального дисбаланса | 8 | 17 | 33 | 
| 11. Индекс общего темпа | 42 | 83 | 67 | 
| 12. Индекс уровня готовности к предметной деятельности | 67 | 96 | 54 | 
| 13. Индекс уровня готовности к социальной деятельности | 25 | 71 | 79 | 
| 14. Индекс предметной активности | 67 | 94 | 58 | 
| 15. Индекс социальной активности | 22 | 72 | 75 | 
| 16. Индекс общей активности | 44 | 83 | 67 | 
| 17. Индекс дисбаланса активности | 44 | 22 | 17 | 
| 18. Индекс адаптивности | 40 | 100 | 62 | 
Проведем сравнение по тестам при помощи ранговой корреляций, на основе коэффициентов корреляции Спирмена.
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена - это непараметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями. В этом случае определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента.
| Отец | Мать | Сын | |
| Отец | 1,000000 | 0,484014 | -0,311936 | 
| Мать | 0,484014 | 1,000000 | -0,214298 | 
| Сын | -0,311936 | -0,214298 | 1,000000 | 
При уровне значимости p=0.05, сходство выявлено между матерью и отцом.
Задание №5
Размеры групп школьников удовлетворяют применимости Q-критерия Розенбаума.
| «Хороший» класс | ИП | «Трудный» класс | ИП | |
| 1.3-ва К. | 16 | 1.A-н | 19 | |
| 2.Ал-в | 16 | 2. Б-ко | 19 | |
| 3. Б-ва | 20 | З.Б-в | 10 | |
| 4. Б-ин | 14 | 4. Гер-ва | 13 | |
| 5. Б-на | 18 | 5. К-ва | 18 | |
| 6. Б-ный | 20 | 6. К-ов | 13 | |
| 7. 3-ва И. | 23 | 7. М-ов | 11 | |
| 8. Ив-ва | 19 | 8. М-ва | 16 | |
| 9. Н-н | 18 | 9. М-тов | 16 | |
| 10. П-на | 21 | 10. П-ов | 16 | |
| 11. П-ский | 19 | 11. См-ва | 11 | |
| 12. С-на | 21 | 12. С-сар | 13 | |
| 13. С-ва | 18 | 13.Ут-н | 11 | |
| 14. С-ев | 15 | 14. Ш-вич | 13 | |
| 15. Ч-ко | 11 | |||
| 16. Ч-ва | 20 | |||
| 17. С-ва | 23 | |||
| 18. К-ва | 21 | |||
| 19. Гал-ва | 26 | |||
Упорядочим по убыванию уровня интеллекта две выборки.
| «Хороший» класс | «Трудный» класс | ||
| 19. Гал-ва | 26 | ||
| 7. 3-ва И. | 23 | ||
| 17. С-ва | 23 | ||
| 10. П-на | 21 | ||
| 12. С-на | 21 | ||
| 18. К-ва | 21 | ||
| 3. Б-ва | 20 | ||
| 6. Б-ный | 20 | ||
| 16. Ч-ва | 20 | ||
| 8. Ив-ва | 19 | 1.A-н | 19 | 
| 11. П-ский | 19 | 2. Б-ко | 19 | 
| 5. Б-на | 18 | 5. К-ва | 18 | 
| 9. Н-н | 18 | ||
| 13. С-ва | 18 | ||
| 1.3-ва К. | 16 | 8. М-ва | 16 | 
| 2.Ал-в | 16 | 9. М-тов | 16 | 
| 10. П-ов | 16 | ||
| 14. С-ев | 15 | ||
| 4. Б-ин | 14 | ||
| 4. Гер-ва | 13 | ||
| 6. К-ов | 13 | ||
| 12. С-сар | 13 | ||
| 14. Ш-вич | 13 | ||
| 15. Ч-ко | 11 | 7. М-ов | 11 | 
| 11. См-ва | 11 | ||
| 13.Ут-н | 11 | ||
| З.Б-в | 10 | ||
Количество значений первого ряда, которые больше максимального значения второго ряда S1 = 9, количество значений второго ряда, которые меньше минимального значения первого S2=1
Q= S1 + S2 = 10
Из таблицы для размеров групп n1=19 и n2=14, QКРИТ = 9, при p≤0,01
Следовательно, принимается гипотеза о том, что уровень развития интеллекта у «Хорошего» класса выше, чем у «трудного» класса (p≤0,01).
Задание №6
Условие задания подходит для того, чтобы использовать T-критерий Вилкоксона.
| № | До | После | Разность | 
| 1 | 24 | 22 | 2 | 
| 2 | 12 | 12 | 0 | 
| 3 | 42 | 41 | 1 | 
| 4 | 30 | 31 | -1 | 
| 5 | 40 | 32 | 8 | 
| 6 | 55 | 44 | 11 | 
| 7 | 50 | 50 | 0 | 
| 8 | 52 | 32 | 20 | 
| 9 | 50 | 32 | 18 | 
| 10 | 22 | 21 | 1 | 
| 11 | 33 | 34 | -1 | 
| 12 | 78 | 56 | 22 | 
| 13 | 79 | 78 | 1 | 
| 14 | 25 | 23 | 2 | 
| 15 | 28 | 22 | 6 | 
| 16 | 16 | 12 | 4 | 
| 17 | 17 | 16 | 1 | 
| 18 | 12 | 18 | -6 | 
| 19 | 25 | 25 | 0 | 
Типичный сдвиг в сторону уменьшения количества ошибок. Следовательно, выдвигаемая гипотеза H1 состоит в том, что коррекционная работа, проводимая психологом, действительно ведет к тому, что интенсивность сдвигов в сторону улучшения грамотности превышает интенсивность сдвигов в сторону ее ухудшения.
| № | До | После | Разность | Модуль | Ранг | 
| 1 | 24 | 22 | 2 | 2 | 10,5 | 
| 2 | 12 | 12 | 0 | 0 | 2 | 
| 3 | 42 | 41 | 1 | 1 | 6,5 | 
| 4 | 30 | 31 | -1 | 1 | 6,5 | 
| 5 | 40 | 32 | 8 | 8 | 15 | 
| 6 | 55 | 44 | 11 | 11 | 16 | 
| 7 | 50 | 50 | 0 | 0 | 2 | 
| 8 | 52 | 32 | 20 | 20 | 18 | 
| 9 | 50 | 32 | 18 | 18 | 17 | 
| 10 | 22 | 21 | 1 | 1 | 6,5 | 
| 11 | 33 | 34 | -1 | 1 | 6,5 | 
| 12 | 78 | 56 | 22 | 22 | 19 | 
| 13 | 79 | 78 | 1 | 1 | 6,5 | 
| 14 | 25 | 23 | 2 | 2 | 10,5 | 
| 15 | 28 | 22 | 6 | 6 | 13,5 | 
| 16 | 16 | 12 | 4 | 4 | 12 | 
| 17 | 17 | 16 | 1 | 1 | 6,5 | 
| 18 | 12 | 18 | -6 | 6 | 13,5 | 
| 19 | 25 | 25 | 0 | 0 | 2 | 
| Сумма: | 190 | ||||
Тэмп = 6,5+6,5+13,5 = 26,5
Исходя из таблицы с критическими значениями критерия T Вилкоксона при 19 испытуемых, типичный сдвиг является достоверно преобладающим (p≤0,01), если Tэмп < 37, что в нашем случае выполняется.
Стоит отметить, что про эффективность коррекционной работы можно будет говорить более определенно, лишь при наличии контрольной группы.
Задание №7
| Параметры распределений оценок интеллекта | Группа риска I (13 человек) | Группа риска II (67 человек) | Группа риска III (33 человека) | |
| IQ fluid | X | 100 | 96 | 94 | 
| σх | 17 | 10 | 12 | |
| IQ verb | X | 13 | 8 | 6 | 
| σx | 4 | 3 | 2 | |
Принимая предположение о нормальности распределения значений
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.