ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«СОЦИАЛЬНАЯ ГЕРОНТОЛОГИЯ»
разработчики:
к.б.н., доц. Никольский А.В.,
к.п.н., доц. Кулькова Е.Я.
Содержание дисциплины
Темы дисциплины и их краткое содержание
Тема 1. Развитие и современное состояние геронтологии.
Понятие о предмете геронтологии. Исторические этапы развития и современное состояние геронтологии. Структура и современное состояние геронтологии и социальной геронтологии. Философско-методологический анализ основных биологических и социальных теорий старения. Система теоретического знания в современной геронтологии. Задачи и актуальные проблемы современной геронтологии. Социально-геронтологические концепции старения. Законодательные и правовые основы работы пожилыми людьми. Современные геронтологические проблемы.
Тема 2. Социальные и социолого-демографические вопросы старости и старения.
Данные демографии о постарении населения в России и других странах. Пожилые люди как особая социальная группа. Опыт социальной геронтологии за рубежом. Социальные изменения в связи с уходом на пенсию и изменением социального статуса. Социальные и социально-психологические исследования периода и процесса старения.
Тема 3. Возрастные психологические характеристики пожилого человека.
Индивидуальные проявления старения - психосоциальные и физиологические особенности. Дивергентное и конвергентное старение по Б.Г.Ананьеву. Особенности познавательных и эмоционально-волевых процессов у пожилого человека. Интеллект и старение - исследование творческих процессов при старении. Общевозрастная тенденция и индивидуальные различия пожилых людей. Режим труда и отдыха, работоспособность и утомление.
Тема 4. Социально-гигиенические аспекты старения.
Особенности здоровья населения пожилого и старческого возраста и методы его изучения. Биологический и медицинский аспекты старения. Высшая нервная деятельность и психика при старении. Понятие о психогигиене старости. Геронтологическая государственная политика.
Тема 5. Медико-социальное сопровождение пожилых людей.
Организация медико-социального обслуживания людей пожилого и старческого возраста. Условия и образ жизни населения предпенсионного возраста. Обучаемость, пригодность к труду, образ жизни и досуг старых людей. Основные направления социальной работы в нашей стране и за рубежом.
Тема 6. Роль и место пожилых и старых людей в современном обществе.
Личность старого человека. Изменение поведения в пожилом возрасте. Теория разобществления. Тенденция к потере коммуникаций - изменение мотиваций, сужение круга интересов и интровертизация старого человека, ригидность установок, структура ценностных ориентаций, барьеры общения. Типология жизненных ориентаций пожилых людей. Активная позиция человека в жизни, как фактор предотвращения старения. Виды и формы социальной поддержки, ориентированные на актуализацию потенциала пожилых людей. Психолого-социальные технологии работы с пожилыми людьми.
Изменение взаимоотношений в семье.
Тема 7. Специфика психолого - социальной работы с населением пожилого и старческого возраста.
Особенности климактерического периода у мужчин и женщин. Типология старения. Специфика поведения в старческом возрасте. Психологические особенности нормального старения. Патологические особенности старения: деменции, старческие психозы, расстройства личности. Проблема реабилитации.
Тема 8. Основные направления социальной работы с пожилыми и старыми людьми
Основные направления деятельности работника социальных служб с пожилыми и условия их эффективности. Социально-правовой аспект. Социально-реабилитационный и психолого-реабилитационный аспекты. Функции социальных работников. Помощь на дому. Стимулирование активной жизненной позиции пожилых (образование, культурные мероприятия, досуг). Социальные учреждения и организации, оказывающие опыт пожилым.
Оказание помощи в осознании человеком конечности своего бытия и интенция бессмертия. Исторический анализ проблемы ожидания смерти и культура умирания.
СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
Семинарское занятие №1. Тема: Биологические, психологические и социологические проблемы пожилых людей и медицинские аспекты старения
Вопросы для обсуждения:
Что такое психогигиена старости?
Биологическое старение. Возрастные психофизиологические изменения. Совпадение биологического старение с психологическим состоянием и самочувствием.
Основные сферы жизнедеятельности и жизнеобеспечения пожилых. Учет изменений пожилого человека в деятельности социальных служб.
Методы изучения особенностей здоровья людей пожилого и старческого возраста.
Литература:
1. Ананьев Б. Г. Избранные труды. - Т. 1-2. - Л., 1982.
2. Шахматов Н.Ф. Психическое старение. - М., Медицина. - 1996.
3. Шмелева Н.Б. Профессионально-личностные особенности социального работника // Пожилой человек: проблема возраста и аспекты социальной работы: Межвузовский 3-е изд., перераб. и доп. Ульяновск: УлГУ, 2002. С. 95-102.
4. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология М. Владос 1999.
Семинарское занятие№2. Основные направления социальной работы с пожилыми и старыми людьми.
Вопросы для обсуждения:
1. Социально - психологической портрет пожилого человека.
2. Учёт особенностей пожилого человека в деятельности социальных служб.
3. Содержание и специфика деятельности геронтологических служб.
Литература
1. Гамезо МВ., Герасимова В.С. Возрастная психология М. Ноосфера 1999.
2. Приказ Минздрава России от 21 марта 2003 г. № 114 "Об утверждении отраслевой программы "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы" // Здравоохранение. 2003. № 7. С.138-155.
3. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология М. Владос 1999.
4. Холостова Е.И., Егоров В.В., Рубцов А.В. Социальная геронтология. – М.: Изд. «Дашков и К», 2004.
Семинарское занятие №3. Психолого-социальная проблема ухода пожилого человека на пенсию
Вопросы для обсуждения:
1. Уход на пенсию как психологическая проблема
2. Основные законодательства РФ по предоставлению пенсии по возрасту.
3. Льготные пенсии и процедура их назначения.
Литература:
1. Холостова Е.И., Егоров В.В., Рубцов А.В. Социальная геронтология. – М.: Изд. «Дашков и К», 2004.
2. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология М.: Владос, 1999.
Самостоятельная работа студентов
1. Решение конкретных социальных ситуаций.
Например:
Пожилой человек после возвращения из больницы обратился к социальному работнику помочь решить его проблему взаимодействия с соседями по коммуналке. Соседи принуждают его убирать коридор, кухню и гигиеническую комнату, а он не может по состоянию здоровья.
Проанализируйте ситуацию и предоставьте план действий социального работника.
2. Составьте схему распределения обязанностей между пожилыми и трудоспособными членами семьи
3. Проанализировать причины нарушения взаимоотношений в семье между родителями и их взрослыми детьми.
4. Взрослые дети продали квартиру своей матери (65 лет) и старшая
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.