Математико-статистический анализ результатов экспериментального исследования

Страницы работы

Содержание работы

3.   Математико-статистический анализ результатов экспериментального исследования

Цель статистической обработки результатов исследования – определение влияния тренинга на личностные характеристики его участников.

Для решения этой задач анализировались:

1)  величины сдвигов вошедших в исследование признаков между тестированием "до" и "после" тренинга на всей выборке;

2)  различия между подвыборками мужчин и женщин по величине сдвигов личностных показателей;

3)  различия между младшей и старшей подвыборками по величине сдвигов личностных показателей.

Значимость сдвигов признаков определялась по параметрическому t-критерию Стьюдента для связанных выборок.

Значимость различий уровней признаков между подвыборками определялась по t-критерию Стьюдента для независимых выборок.

          Для решения поставленных задач использовалась программа SPSS – компьютерная программа статистической обработки данных [1, 4, 5]. Для наглядного представления полученных различий между подвыборками строились диаграммы с использованием программы Excel [2].

          В качестве порогов значимости в нашем исследовании приняты традиционные для психологии уровни: α ≤ 0,05 и α ≤ 0,01 (чем меньше значение " α ", тем более значимы рассматриваемые числовые показатели) [3, 6]. В программе SPSS уровни значимости "α" обозначаются через "Sig. 2-tailed", "Asymp. Sig. 2-tailed " и т.п.


Использованная литература

1.  Бюль А., Цёфель П. SPSS: искусство обработки информации. – М.:DiaSoft, 2002.

2.  Макарова Н.В., Трофимец В.Я. Статистика в Excel. – М.: Финансы и статистика, 2002.

3.  Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. – СПб: Речь, 2004.

4.  Наследов А.Д. SPSS: компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. – СПб: Питер, 2005.

5.  Раскин В.Н. Обработка данных психологических и социальных исследований на компьютере. – СПб: ГИПСР, 2005.

6.  Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб: СПЦ, 1996.


Анализ значимости сдвигов значений признаков

между тестированием "до" и "после" тренинга

          Для определения значимости сдвигов вошедших в исследование признаков между тестированием "до" и "после" тренинга на всей выборке был проведен статистический анализ достоверности этих сдвигов по t-критерию Стьюдента для связанных выборок.

          Эмпирические значения t-критерия Стьюдента и уровни значимости сдвигов признаков (α = Sig. 2-tailed) представлены в таблице 1 Приложения.

          В таблице 2 Приложения представлены средние значения и стандартные отклонения признаков "до" и "после" тренинга.

          Синим цветом выделены признаки, по которым сдвиги значимы на уровне α ≤ 0,05; жирным черным шрифтом – на уровне близком к α ≤ 0,05.

          Средние значения признаков, по которым сдвиги значимы, наглядно представлены на рисунке 1.

 


Рисунок 1. Средние значения признаков "до" и "после" тренинга, сдвиг которых значим (по t-критерию Стьюдента)


          Из результатов, приведенных в таблицах 1 – 2 приложения и на рисунке 1 следует, что значимы величины сдвигов следующих признаков:

Таким образом, …………..


Анализ уровневых различий сдвигов признаков между подвыборкамимужчин и женщин

          Для определения различий между подвыборками мужчин и женщин, по средним значениям сдвигов признаков был проведен статистический анализ достоверности этих различий по t-критерию Стьюдента.

          Эмпирические значения t-критерия Стьюдента и уровни значимости различий сдвигов признаков (α = Sig. 2-tailed) между подвыборками мужчин и женщин представлены в таблице 3 Приложения.

          В таблице 4 Приложения представлены средние значения и стандартные отклонения сдвигов признаков в этих подвыборках.

          Синим цветом выделены признаки, по которым уровневые различия между подвыборками значимы на уровне α ≤ 0,05; жирным черным шрифтом – на уровне близком к α ≤ 0,05.

          Средние значения признаков, по которым различия сдвигов между подвыборками значимы, наглядно представлены на рисунке 2.

 


Рисунок 2. Средние значения сдвигов признаков, по которым между Мужчинами и Женщинами имеются значимые различия

(по t-критерию Стьюдента)


          Из результатов, приведенных в таблицах 3 – 4 приложения и на рисунке 2, следует, что между подвыборками мужчин и женщин существуют значимые различия в величине сдвигов по следующим признакам:

Таким образом, …………..


Анализ уровневых различий сдвигов признаков между подвыборками"Младше 28 лет" и "Старше 28 лет"

          Для определения различий между подвыборками "Младше 28 лет" и "Старше 28 лет", по средним значениям сдвигов признаков был проведен статистический анализ достоверности этих различий по t-критерию Стьюдента.

          Эмпирические значения t-критерия Стьюдента и уровни значимости различий сдвигов признаков (α = Sig. 2-tailed) между подвыборками "Младше 28 лет" и "Старше 28 лет"  представлены в таблице 5 Приложения.

          В таблице 6 Приложения представлены средние значения и стандартные отклонения сдвигов признаков в этих подвыборках.

          Синим цветом выделены признаки, по которым уровневые различия между подвыборками значимы на уровне α ≤ 0,05; жирным черным шрифтом – на уровне близком к α ≤ 0,05.

          Средние значения признаков, по которым различия сдвигов между подвыборками значимы, наглядно представлены на рисунке 3.

 


Рисунок 3. Средние значения сдвигов признаков, по которым между подвыборками "Младше 28 лет" и "Старше 28 лет" имеются значимые различия (по t-критерию Стьюдента)

          Из результатов, приведенных в таблицах 5 – 6 и на рисунке 3, следует, что между подвыборками "Младше 28 лет" и "Старше 28 лет" существуют значимые различия в величине сдвигов по следующим признакам:

Таким образом, …………..

Похожие материалы

Информация о работе