1.3. Метод: Вопрос и ответ
Для данного метода учитель должен быть вполне готов к обсуждаемой теме.
Почему, кто, что, когда, где……
Вопросы могут быть самыми обычными – фактологическими. Они в основном выясняют, что учащиеся знают и чего не знают. На основе вопросов можно углубить знания по изучаемому вопросу. К примеру, на основе ответов учеников на вопросы учитель дает определение чего-либо.
Необходимо использовать вопросы затрагивающие классификацию, которая необходима для организации знаний учащихся. Также желательно использовать вопросы на повторение, которые необходимы для запоминания информации. Также интересны вопросы затрагивающие глубокое понимание Писания (Что значит «блаженные нищие духом?»), вопросы касающиеся применения Писания в жизни, итоговые вопросы (Кто может подвести итог сегодняшней беседы?)
Не следует игнорировать и вопросы учащихся. Желательно научить учеников задавать вопросы. Любой вопрос ученика должен восприниматься с уважением. Даже если вопрос на ваш взгляд не уместен, он может иметь серьезный контекст. Если же вопрос важен только для одного учащегося в группе, стоит поговорить с ним наедине после занятия. Если же вопрос интересует многих учеников, то стоит отложить план урока и ответить на этот вопрос.
1.4. Метод: Ролевая игра и спорные вопросы
Необходимо придумать проблему, которую можно сыграть. Она может быть определенной и простой; реальной для учеников и возможной для определенного времени. Роли распределяются между учениками. Проблему нужно озвучить четко, чтобы группа эмоционально заинтересовалась. Актерам следует дать инструкцию: «Играть свою роль, а не себя самого. Для отрицательной роли желательно выбирать ученика, который уверен в себе и пользуется уважением в группе. Каждый актер должен быть проинструктирован учителем индивидуально, чтобы аудитория не знала конкретные роли. Зрителей постановки тоже нужно проинструктировать, объяснить им как себя вести. Сценку необходимо тщательно отрепетировать.
Данный метод очень интересен для учащихся, так как они активно участвуют в учебном процессе и имеют возможность видеть и чувствовать реальные проблемы человеческого общежития. Также метод позволяет вжиться в образ и понять яснее, что чувствуют люди, поступая так или иначе и почему они поступают так; проэспериментировать с новыми ответами без негативных последствий для реальной жизни.
Спорные вопросы можно организовать на уроке следующим образом:
Должен ли христианин участвовать в войне, если его правительство требует от него этого?
15 минут – подготовка к выступлению
5 минут – аргументы выступления первой группы
5 минут – аргументы выступления второй группы
5 минут – подготовка опровержения
3 минуты – опровержение ответов первой группы
3 минуты – опровержение ответов второй группы
1 минута – заключение выступления первой группы
1 минута – заключение выступления второй группы
II. Практическая часть
Мы с вами можем использовать в качестве наглядных пособий – глобус, рельефные карты, плоские карты, библейский атлас, карты, которые ученики сами рисуют. К примеру, к теме «голод» можно показать иллюстрацию нищих людей. Повествуя о проблемах алкоголизма можно использовать различные рекламные листовки спиртных напитков. Также следует использовать различные иллюстрации которые отражают красоты природы: птицы, цветы, дом на камне и на песке… Экскурсия как вид наглядности, также очень результативен. Экскурсии можно проводить в церквях других вероисповеданий, больницах, университетах, офисах руководителя конфессии, детских домах, домах престарелых, христианских книжных магазинах, музеях и т.д. Также на уроках можно использовать предметы миссионерских путешествий, куда учащиеся не могут, а хотели бы отправиться (свиток, вещи из скинии).
Источник историй и рассказов может являться Библия. На основе притчей Иисуса можно составить интересные рассказы. Также учащимся очень интересен личный христианский опыт их учителя, потому что он достоверный опыт жизни с Богом, а не то, что кто-то где-то видел или слышал. Однако не стоит злоупотреблять рассказами о личном опыте, так как однообразие быстро надоедает учащимся. Стоит использовать в рассказах примеры из современной жизни общества. Учителю необходимо при подготовке к уроку использовать различные газеты, журналы и карикатуры. На уроках можно использовать биографии знаменитых и простых людей, опыт, достижения и неудачи других стимулируют учащихся (Наполеон, Александр Македонский, Давид, Илия). Также для учителя должна стать хорошей привычкой – письменное фиксирование интересных и полезных примеров, которые вы услышите.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.