17. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ.
Необходимость философского осмысления бытия объясняется тем, что построение любой теоретической модели мира требует аксиом. Философский ракурс проблем бытия создаёт смысл существования человека и мира. Исследованием бытия занимается онтология (метафизика).
Первый шаг к познанию бытия – конструкция очевидного. Мир дан как среда обитания, он несет в себе некоторую стабильность, связанность и упорядоченность:
· А каким образом он существует? Мир существует вечность, он всегда был, есть и будет?
· Конечен или бесконечен наш мир пространственно, существуют ли границы?
· А благодаря чему существует наш мир, что его «держит»?
· По какой причине возник наш мир, по чьей воле, из чего?
· Наш мир один или множественен?
· Мир изменяется или он стабилен и постоянен, а изменяются лишь его элементы? Если изменяется, то где источник развития?
· Есть ли в существовании мира смысл? Зачем он существует?
Потребность в осмыслении бытия возникло из присутствия в деятельности человека целесообразности. Но, если практически каждое действие человека целесообразно, то такой и д.б. и его жизнь. Возникает препятствие. Смысл жизни человечества не может быть найден в ней самой. Его нужно искать в отношении человека к другим вещам. Смысл жизни отдельного человека есть только тогда, когда есть смысл существования всего человеческого рода, а тогда и природы, и вселенной. А именно это и интересует человека, но лишь в соотношении с самим собой, со своими целями и ценностями. Таким образом, проблема бытия – это проблема способа, цели и смысла существования мира в целом, который даст смысл существования человека.
Эволюция живых существ имеет ярко выраженную направленность изменения их св-в. Отсюда изменение целей и смысла жизни (человек смертен, мы все равно умрем, => зачем мы живем). Но смысл есть только он не индивидуальный, а родовой, эволюционный. Смерть всего живого – приспособленный механизм, с помощью которого природа совершенствует себя. Быстрая смена поколений – действие естественного отбора. Отцы и дети практически никогда не находили общего языка. Но если этот конфликт есть, он для чего-то нужен, а значит, он имеет смысл. Таким образом, социологические явления существуют в том плане, что смысл их заложен в эволюцию. Эволюция вселенной имеет направленность, она как будто устремляется к глобальной цели.
Эллейская школа (6-5 в.в. до н.э.)
ПАРМЕНИД: бытие это всё о чем можно сказать: «Это есть», «Это существует». А небытие есть? Если допустить, что небытие есть, то возникает логическая ошибка: то чего нет – есть. Чтобы её избежать нужно лишить небытие статуса существования. Бытие – есть, небытия – нет. Но если небытия нет, то ничего не может возникнуть из небытия, ни исчезнуть в небытие. => Ничто не изменяется и не движется. => Бытие неизменно и неподвижно, оно едино и неделимо.
ЗЕНОН ЭЛЛЕЙСКИЙ подтвердил выводы Парменида. В своих апориях (логических противоречиях) он доказал, что нельзя мыслить движением, делимостью и т.д. Как, например, конечный отрезок можно разделить на множество частей. Конечное – бесконечно. Сущность мира в его бытии радикально отлично от чувственно воспринимаемого его облика и это настоящее, подлинное бытие. Т.о. природа его идеальна. Оно в чем-то сродни нашему мышлению и составляет его основу. Подлинное бытие недолжно быть открыто человеку, оно отлично от повседневной реальности и постижимо только силой абстрактного мышления.
ДЕМОКРИТ: Предмет делимости существует и его можно вычислить. Бытие - едино. Оно состоит из одних и тех же атомов. Бытие есть – это атом, но и небытие есть – это пустота, в которой движется атом.
ПЛАТОН. Единство, неделимость и неизменность нашел в мире идей. Идеи (эдосы) – это и есть бытие, а все, что изменяется, исчезает и возникает – это небытие. Он сумел связать мир идеального бытия с нашим миром. Идеи присутствуют в вещах, выполняя ф-ю образца, цели. Чтобы объяснить вещь, необходимо найти её идею, понятие, то, что дано разуму, а не чувствам.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.