ПЛАТИН. Иерархиезировал бытие, выделил его как отдельное благо. В котором исчезают все отличия.
Результатом усилий античных философов были следующие мировоззренческие установки.
· Видимый мир скрывает суть бытия. В нем воплощены все представленные характеристики: необходимость, единство, упорядоченность, совершенство, гармония и т.д.
· Подлинное бытие постижимо исключительно разумом, только сила абстракции в состоянии понять и дать определение бытию.
· Если в человеческих абстракциях – суть бытия, значит, они не произвольны, но являются объективными мыслительными формами, имеющими содержание.
· Если истинное бытие отличается от реального, значит, наше земное существование неистинно, несовершенно. Надо его переделать, изменить и стремиться к подлинному бытию.
В средние века всецело обладающим бытием и природой является Бог. Он и есть настоящее бытие. Все творения Бога сопричастны бытию и выстраиваются в иерархию. Душа человека и его разум могут приблизить к истинному бытию.
Средневековая метафизика была плоской и прямолинейной:
· Оправдывая тезис о создании человека по образу и подобию Бога, схоласты видели его как венец творения, царя природы. Природа и общество стали восприниматься как отдельные структуры.
· Картина подлинного бытия – искра божья. Реальность приоткрыта человеку.
· Изощренный символизм ср.в. учений подготовил почву для будущего анализа знаков символической природы и человеческой культуры. Т.е. открыли новый план человеческого бытия.
Новое время приносит новые картины мира, новые системы. Существующая система мира оспаривалась учеными.
ДЕКАРТ: Существует 2 субстанции – мышление и протяжение /дуалистическая модель/
СПИНОЗА: существует единая субстанция, в которой мышление и протяжение занимают одну ступень /монолистическая модель/
ЛЕЙБНИЦ: Множество субстанций, каждая из которых определяет в себе мировой порядок /плюралистическая модель/.
Эти три метафизические системы объявили священную войну средневековой схоластике. Поиски бытия средствами разума не находят ответа. Бог – единственное объяснение. Божественная гармония, единство.
В эпоху просвещения проблему бытия атаковали материалисты (Дидро) и идеалисты (Беркли). Критический заряд того времени вывел на передний план бытие природы и бытие общества.
Бытие природы основано на следующих идеях и принципах:
· Возникла вещественная концепция материи, материя – единое в мире в-во.
· Возникло учение о внутренней активности материи, она не инертна, не косна. Движение неотъемлемый атрибут материи, ни какой «первотолчок» не допускается.
· Закономерности
· Господство необходимости
Учение о бытии общества получило следующие предпосылки:
· Доминанта общественного развития – разум
· Всякий человек автономен и не зависит от сверхъестественных сил
· Формируется убежденность о возможности изменения мира по законам разума
· Общественный прогресс и социальные институты - главный критерий просвещенности
Бытие человека полностью определяется смыслом жизни, потребностью. В такой ситуации различие подлинного бытия и неподлинного становится нереальным. Такое положение вещей Макс Хайдеггер объявил неделизмом.
Проблема бытия была первопричиной свойственной экзистенционизму – критике подлинности бытия. Подлинное бытие представляется как небытие, и задача человека найти это подлинное бытие.
Иррационализм – основа мира. Ничего не поддается рациональному объяснению. Бытие превращается в мистику.
Актуальность проблемы видели ранние науки и философия. Философия выделяет неоспоримые формы бытия. Разные формы духа:
· Бытие природы
· Бытие социального (целое и человек)
· Бытие духовного и идеального
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.