14. ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ 19-20 в.в.
19 в. – время суровых испытаний для социальных систем, а также нравственных принципов. 19 в. был завершением духовного переворота, начавшегося в эпоху возрождения.
В рамках рациональной деятельности выделяли 2 пласта:
1. мысленная деятельность основанная на опыте
2. сверхопытная деятельность мысли - рассудок
А их единство – интеллект. Была и критика разума, Гегель был её противником и ввёл термин объективный рационализм. Культ разума имел практические последствия (французская буржуазная революция в 18 в.). Разум объединён с просвещением, а просвещение с демократией. Вопросы Бога, веры и религии пытались объяснить рационалистически.
Марксизм поставил в вину то, что философы лишь объясняли мир, а не пытались изменить его. Появились новые течения – нигилизм – представители: Ницше, Кьеркегор.
Дильтей, Зиммель, Бергсон, Шпенглер поставили вопрос о том, что классическая философия не интересуется человеком. Разум рассматривали как болезнь, которой противопоставлялись стремление к простоте и культ силы. Культура – огромный резервуар жизненных сил. Жизнь – особая космическая форма, жизненный порыв непрерывно воспроизводит себя. Этот порыв воплощает себя в психологической жизни людей, имеющий индивидуальный характер. Критика классической философии стала основной частью процесса переоценки ценностей («Закат Европы» Шпенглера). Ортега и Гасет диагностировали этот кризис как кризис всей классики. Неокантианство (Коген, Наторн, Кассерер), неогегельянство (Б. Кроче, А. Лассон). Сегодня признают классическое и неклассическое направления. Классики – Фрейд, Бергсон.
Первый крупный философ, который выступил против классической философии был Шопенгауэр – заложил основы немецкого волюнтаристского направления философии – неприятие классического рационализма Гегеля. У Шопенгауэра сущность бытия – мировая воля. Основа мира – иррациональная воля. Воля ожила, её начали узнавать и воспринимать. Если бы познание ограничивалось логикой разума, то оно бы не развивалось, для человеческой воли как тема мир раскрывается как игра в волю. Чувство тела как воли идёт к освоению мировой воли. Воля стремится к удовлетворению желаний человека. Упразднение воли, либо от страдания от скуки жизни освобождает искусство любви. Это подавляет боль на некоторое время. Более радикальное – любовь и дружба. Окончательное отключение от боли – состояние нежелания.
Ф. Ницше осветил в человеке конфликт природных чувств и культурного разума. Человек предстал носителем двух начал: дионисийкого духа, выражающего чувствительно-волевую энергию тела, и аполлонского духа (разума). Первая совпадает с волей к жизни. Аристократическая мораль сильных более соответствует воле к жизни, чем демократическая мораль. Вторая безжизненна, т.к. подчинена усреднённым нормам, основана на слабых людях. Не может быть общая мораль для всех, есть мораль господ и мораль рабов. В будущем сверхчеловеке будет господствовать дионисийский дух.
Ряд течений философии не имеет национальности. Они возникают в разных странах, это обусловлено научно-технической революцией. Это обусловлено становление иррациональной массовой культуры. Позитивизм, феноменология, психоанализ, экзистенциализм, герменевтика.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.