В бортовом оборудовании канала азимута (рис. 3.5, в) принятые антен-
Рис. 3.5. Канал азимута РСБН:
а — диаграммы направленности антенной системы РМ; б — сигналы на выходе детектора бортовой аппаратуры; в — упрощенная структурная схема бортовой аппаратуры
ю -в -е -ь -2 о г и ее ю ? |
нои сигналы радиомаяка усиливаются в приемнике Прм и поступают на блоки выделения азимутального сигнала БВАС и северного сигнала БВСС. Северный сигнал включает, а азимутальный сигнал выключает измеритель времени ИВ. Азимут определяется как Л=ФВр^А и при известной постоянной ^вр прямо пропорционален измеренному времени 1а.
Азимутальные сигналы (рис. 3.6), принимаемые на ВС, имеют форму сдвоенного колоколообразного импульса и следуют с частотой Ра.с = = /гвр = 1,66 Гц. Для уменьшения влияния шумов приемника время (а отсчитывают по азимутальному импульсу АИ, который формируют в точке, находящейся на уровне 0,5 на заднем фронте первого импульса АС, где крутизна огибающей максимальна. Погрешность, возникающая из-за смещения АИ относительно минимума АС, постоянна, равна 1° и компенсируется при определении азимута.
Опорный сигнал, излучаемый ненаправленной антенной радиомаяка, содержит две последовательности импульсов, которые по числу импульсов, приходящихся на один оборот ДН-1, называют опорными сигналами 35 и 36. В момент начала отсчета времени импульсы обеих последовательностей совпадают, что используют для формирования северного сигнала СС. Импульсы 36 следуют через каждые 10° оборота антенны с частотой /'зб = = 60 Гц. Частота следования импульсов 35/7з5 = 58 1/3 Гц. Разность Гзе— —Р?,5 равна частоте вращения антенны /'вр.
Измеритель времени (А основан на использовании цифрового метода, т. е. на определении числа счетных импульсов за интервал между СС и АИ. При известном периоде следования счетных импульсов Тс.я их число N служит мерой азимута: Л = = Овр7'с.иЛ^. Погрешность дискретности отчета определяется 7"с.н и при частоте следования, равной 30 кГц, составляет 0,02°. Для определения азимута в пределах 360° требуется пятнадцатиразрядный счетчик (число разрядов счетчика п = = 13,322 1йх[, где * = 360/0,02, а знак ] ■ [ означает ближайшее большее целое число). Первые десять разрядов выполняют функцию точного 10 -8
Рис. 3.6. Азимутальный сигнал АС и' соответствующий ему азимутальный импульс АИ
В бортовой аппаратуре измерения азимута (рис. 3.7) счетные импульсы, вырабатываемые стабилизированным генератором ГСИ, подсчитываются десятиразрядным счетчиком Сч-1. Импульсы переполнения этого счетчика (соответствующие 10° по азимуту) считает Сч-2. Счетчик Сч-1 с некоторым упреждением переполнения вырабатывает импульс запуска строба 36 для схемы контроля и управления СКУ-1. В этой схеме фиксируется момент совпадения строба 36 с очередным опорным сигналом 36. В момент совпадения счетчик Сч-1 устанавливается на нуль. Поэтому начальные показания Сч-1 всегда привязаны к опорным сигналам 36, т. е. к десятиградусным интервалам поворота ДН-1 по азимуту.
Счетчик Сч-2 при приближении записанного в нем числа к значению, соответствующему 180°, вырабатывает импульс запуска строба 180 в схеме СКУ-2. В пределах этого строба появляется опорный сигнал 36 (соответствующий углу поворота ДН-1, равному 180°) и опорный 35, следугащий за сигналом 36 с интервалом, соответствующим (36/7)°. В момент прихода ближайшего к 180° опорного 35 в СК.У-2 вырабатывается импульс установки Сч-2 в положение аким образом, для синхронизации счетчиков с вращением ДН-1 используется привязка показаний Сч-1 и Сч-2 к значениям углового поворота ДН-1 соответственно на 10 и 180°. Приходящий АИ поступает на СКУ-3 и разрешает работу схем переписи СП содержимого счетчиков в запоминающее устройство ЗУ. Записанное в ЗУ число определяет азимут ВС и меняется только при поступлении следующего АИ. Схемы СКУ используют для контроля наличия сигналов радиомаяка с целью индикации работоспособности аппаратуры.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.