Типы СБН различают по виду информативного параметра сигнала, используемого для определения азимута, по формату сигнала, служащего для определения дальности, а также по структуре системы в целом. Наибольшее распространение в ГА получила отечественная система РСБН, используется также стандартизированная 1САО зарубежная система УОКДЭМЕ.
Система РСБН — азимутально-дальномерная система ближней навигации, основанная на временном методе определения азимута и дальности. В состав системы входят азимутально-дальномерные РМ и бортовое оборудование, которое служит для получения информации об азимуте и дальности (каналы азимута и дальности). Система работает в диапазоне дециметровых волн на частотах 770— 1000 МГц. Отличительная особенность системы — обеспечение наземного наблюдения воздушной обстановки, определения координат и опознавания ВС (канал индикации), а также выполнение бортовым оборудованием функций аппаратуры посадки при наличии посадочных радиомаяков дециметрового диапазона волн (канал посадки).
Каждый АДРМ является самостоятельным, не связанным с другими АДРМ устройством, и выполняет следующие функции:
излучает сигналы, необходимые для определения азимута на борту ВС;
принимает запросные сигналы с ВС и излучает ответные сигналы, необходимые для определения дальности на борту ВС;
излучает запросные сигналы и принимает ответные сигналы с ВС, необходимые для отображения положения ВС на наземном ИКО;
излучает позывные сигналы для опознавания АДРМ.
Система VОR/DМЕ относится к классу азимутально-дальномерных и использует фазовый метод при определении азимута (канал VОR) и временной метод при определении дальности (канал дальности). Система образуется при территориальном совмещении азимутального РМ типа VОR и дальномерного РМ типа DМЕ. Азимутальные и дальномерные РМ используются и как самостоятельные РБН, образуя соответственно угломерную или дальномерную СБН. На борту ВС для определения азимута и дальности служат отдельные устройства. Азимутальный РМ работает в диапазоне метровых волн на частотах 108...118 МГц, а дальномерный — в дециметровом на частотах 960... 1215 МГц.
Общие особенности СБН заключаются в активном характере режима работы бортового оборудования при определении дальности, независимости точности определения местоположения от углового положения ВС относительно РМ и в существенной зависимости погрешности определения местоположения от дальности до РМ.
Активный режим работы дальномерного оборудования связан с заложенным в него принципом «запрос — ответ», при котором бортовое оборудование излучает сигнал запроса дальности, а дальномерпый РМ (ответчик) излучает сигнал ответа после приема запроса. Эта особенность приводит к необходимости радиопередающего устройства на ВС и ограничению пропускной способности РМ, а следовательно, и системы в целом. Физической причиной ограничения пропускной способности является средняя мощность, на которую рассчитан передатчик РМ. При заданной мощности импульса сигнала ответа средняя мощность тем больше, чем больше ответных сигналов излучает РМ. При определенном числе ответов средняя мощность превышает допустимую. Для предотвращения такого явления в аппаратуре РМ предусматривают меры по ограничению числа ответов в единицу времени.
Независимость точности определения местоположения от углового положения ВС относительно РМ объясняется характером линий положения, угол пересечения которых в угломерно-далыюмерной системе всегда постоянен и равен 90°.
Зависимость погрешности местоопределения от дальности до РМ является фактором, приводящим к сокращению зоны действия угломерно-дальномерной системы по сравнению с дальномерной. С увеличением расстояния до РМ возрастает линейная погрешность, а Д А — погрешность определения азимута, что сопровождается ростом погрешности местоопределения ДМП (рис. 3.3).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.