Функции покупательского спроса, страница 3

Функции спроса и коэффициенты эластичности от цен. Спрос на каждый товар в общем случае зависит от цен на все товары. Однако получить достаточную информацию для построения функций общего вида  очень сложно, тем более что в СССР розничные цены в течение длительного периода менялись довольно редко. Поэтому в прикладных исследованиях ограничиваются, как правило, построением и анализом функций спроса для отдельных товаров в зависимости от изменения цены на этот же товар или на группу взаимозаменяемых товаров.

В настоящее время в СССР товары, имеющие , не занимают значительной доли в бюджетах населения, и поэтому товары Гиффина (имеющие ) отсутствуют, т.е. все товары имеют отрицательные коэффициенты эластичности .

Однако по абсолютным значениям коэффициентов  товары различаются существенно. Их можно разделить на три категории: товары с неэластичным спросом в отношении цены (); товары со средней эластичностью спроса в отношении цен ( по модулю близки единице); товары с высокой эластичностью (). С ростом цены расход на приобретение товаров этих трех категорий соответственно увеличивается, сохраняется на прежнем уровне, уменьшается.

Например, по данным статистики ВНР получены следующие значения коэффициентов по товарам для мужчин (отрицательный знак опущен): рубашки - 0,20, пальто зимние — 0,37, обувь — 0,52, верхний трикотаж - 1,39.

Коэффициенты  называются коэффициентами перекрестной эластичности. По знаку этих коэффициентов товары можно разделить на взаимозаменяемые и взаимодополняемые. Если для товаров i и j имеем , это означает, что товар i заменяет в потреблении товар j (на товар i переключается спрос при увеличении цены на товар j). Примером могут служить многие продукты питания (мясо и рыба, сливочное масло и маргарин, овощи и фрукты). Если же , это служит признаком того, что товар i дополняет товар j в процессе потребления (увеличение цены на товар j приводит к уменьшению спроса не только на этот товар, но и на товар i, например автомобили и бензин).



[1] Функции покупательского спроса характеризуют зависимости, которые легко обнаруживаются и проверяются эмпирически (в отличие от целевой функции потребления). Поэтому функции спроса могут помочь в выборе модели (формулы) целевой функции и ее параметров. Например, из того, что спрос на многие товары с увеличением дохода изменяется нелинейно, следует вывод, что те модели целевой функции, которые индуцируют линейные функции спроса, являются неадекватными (кстати, в эту группу попадают квадратичные и логарифмические функции).

[2] Парадоксальное увеличение спроса на товар при увеличении цены на этот же товар впервые было обнаружено в конце XIX в. в Ирландии. Таким то варом оказался картофель, составляющий основную часть рациона питания бедных слоев населения. Товары, имеющие ~—'           > 0, в теории потребления принято называть товарами Гиффина. К ним могут относиться только товары, расходы на которые занимают значительный удельный вес в бюджете потребителей.

[3] Расчеты функций спроса и коэффициентов эластичности, приводимых в 5.3, выполнены Л.М.Рувинской.