Механизм управления использованием природных ресурсов в Канаде представляет собой двухуровневую систему- федеральный и провинциальный,
Канадские провинции располагают почти такими же правами, что и федеральное правительство. Разделение компетенции над различными природными ресурсами между двумя уровнями власти базируется на двух юридических основах: первоначальной земельной собственности во французских и английских колониальных владениях, образовавших Канаду, и разделении законодательных и налоговых прерогатив между провинциями и федерацией, впервые закрепленном в Акте о конституции 1867 г. и с тех пор несколько раз подвергавшемся изменениям.
Основная масса государственных земель находится в ведении провинций и контролируется и управляется провинциальными властями. Провинциальная собственность на природные ресурсы этих земель сложилась исторически и была юридически закреплена впоследствии в конституции Канады, согласно которой в провинциальной собственности находятся водные ресурсы, леса, минералы, уголь, нефть, природный газ.
Как изначальный собственник государственных земель, провинции могут проводить несколько видов ресурсной политики. Во-первых, они вправе «консервировать» природные ресурсы путем объявления государственных земель «зонами дикой природы». Во-вторых, провинциальные власти могут держать природные ресурсы под своим прямым контролем и управлением, позволяя при этом использовать их в коммерческих целях. В-третьих, про-винциальные власти как собственники земли могут продавать или передавать права на добычу леса и минерального сырья частным компаниям. Этот вид ресурсной политики превалирует на всех государственных землях. В-четвертых, провинции передают или продают частным лицам и компаниям все права собственно на природные ресурсы. Такая политика широко проводилась в отношении сельскохозяйственных земель.
Доходы от природных ресурсов составляют в среднем 9% всех поступлений в казну провинций.
Независимо от того, добывают ли сырьевые компании природные ресурсы на частных или государственных землях, они становятся объектом многочисленных видов законодательного и административного регулирования со стороны федерального правительства. Это происходит в рамках общего госрегулирования международной и внутренней, особенно межпровинциальной, торговли.
Главный рычаг воздействия Оттавы на ресурсную политику—ее широкие налоговые полномочия. Они позволяют федеральному правительству стимулировать или сдерживать частные и провинциальные инициативы в ресурсном секторе экономики. Так, в 70-х годах различные национальные энергетические программы, с помощью которых Оттава контролировала производство, продажу и цены на нефть и природный газ, в значительной степени базировались на полномочиях федерального правительства облагать налогами частные фирмы, предоставлять финансовые дотации провинциям.
В конфликте между интересами Оттавы и провинций относительно природных ресурсов права провинций, видимо, будут превалировать. Но когда речь заходит о финансировании ресурсных проектов, то федеральному правительству отводится доминирующая роль. Например, если провинции нуждаются в финансировании крупномасштабных проектов разработки
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.