Межотраслевые модели с внешними связями, страница 4

Рассматриваемая модификация довольно распространена в исследованиях по региональным межотраслевым балансам. Изложенный метод коэффициентов применяется также при отражении экспорта и импорта в народнохозяйственных балансах. Однако адекватность и возможности данной модели не следует преувеличивать. Если гипотеза о прямой пропорциональной зависимости между вывозом и производством одноименной продукции (7.28) более или менее разумна, то гипотеза о том, что с увеличением производства продукции в регионе должен пропорционально возрастать ввоз этой же продукции (7.31), является гораздо менее убедительной. Недостаток изложенной модели состоит не только в отмеченном парадоксе, но и в отсутствии достаточно конструктивных подходов к прогнозированию коэффициентов вывоза-ввоза (подробнее о моделях с различными способами отражения вывоза и ввоза см. [2. С. 29-42]).

Модификация уравнений по транспорту. В основной модели межотраслевого баланса транспорт рассматривается как обычная отрасль производства, на которую распространяется допущение о пропорциональности затрат ее продукции и объемов производства отраслей, использующих транспорт

                         (7.36)

где tиндекс транспортной отрасли[3].

В действительности объем транспортной работы региона складывается из четырех составляющих: а) перевозок, обеспечивающих внутрирегиональное потребление; б) перевозок, обеспечивающих вывоз продукции, производимой в регионе; в) перевозок, обеспечивающих ввоз продукции для внутрирегионального потребления; г) транзитных перевозок.

Введем дополнительные обозначения:

atjзатраты транспорта на внутрирегиональные перевозки единицы продукции j-й отрасли;

- затраты транспорта на вывоз единицы продукции j -й отрасли;

затраты транспорта на ввоз единицы продукции j -й отрасли;

 — затраты транспорта на транзитные перевозки продукции j -й отрасли.

Затраты транспорта по обслуживанию j-й отрасли составляют:

                                                                                               (7.37)

где

   

Для jÎJ, естественно, = 0.

Общий объем транспортной работы региона равен

 (7.38)

Объем транспортной работы во многом определяется географией межрегиональных связей как данного региона, так и других регионов, осуществляющих транзит через территорию данного региона (от этого зависят коэффициенты ,  и величины ). Эта проблема со всей остротой встает при объединении региональных моделей в межрегиональную систему (подробнее о построении уравнений по транспорту и их информационном обеспечении см. [2. С. 42 — 47]).



[1] Межотраслевые балансы СССР строятся, как правило, в ценах конечного потребления, т.е. с включением налога с оборота, торгово-транспортной накидки, внешнеторговой наценки и т.п. Данные же о внешнеторговом обмене (в частности, публикуемые в статистических справочниках "Народное хозяйство СССР", "Внешняя торговля СССР") даются в валютных рублях (с пересчетом иностранной валюты по курсу Госбанка СССР). По межотраслевым балансам импорт значительно превышает экспорт, а по указанным статистическим справочникам экспорт превосходит импорт (на несколько млрд. руб. в год).

Для сопоставимости величин экспорта и импорта с показателями производства и использования продукции внутри страны применяются переводные коэффициенты.

[2] Расчеты такого рода, проведенные В.Леонтьевым, неожиданно обнаружили (в противовес сложившемуся мнению), что в результате внешнеторгового обмена США "экспортируют" труд и "импортируют" капитал. Этот факт вошел в мировую литературу как парадокс Леонтьева.

[3] В соответствии с действующей классификацией к отраслям материального производства относится только грузовой транспорт, продукция которого полностью потребляется в сфере производства и не попадает в сферу конечного использования (). Отсутствие в балансах транспорта данных вывоза и ввоза (, ) вытекает из принятой методики построения таблицы межотраслевого баланса и оценки продукции.