Используемые документы: 3-7, 19-25
Аудитору следует ознакомиться с результатами инвентаризаций расчетов с покупателями и заказчиками, проведенных предприятием в проверяемом периоде. Для этого целесообразно применять следующие процедуры:
а) ознакомиться с приказами (постановлениями, распоряжениями) руководителя предприятия о проведении инвентаризации. Установить:
– соответствие даты проведения инвентаризации срокам, установленным учетной политикой предприятия;
– состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии;
– должности членов инвентаризационных комиссий;
– входят ли в состав инвентаризационных комиссий представители администрации организации; представители службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.
б) установить:
– сколько раз в проверяемом периоде проводилась инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками;
– с какой периодичностью фактически составляются акты сверки расчетов с покупателями и заказчиками;
– какую долю дебиторской и кредиторской задолженности охватывают имеющиеся акты сверки расчетов на дату проведения инвентаризации;
в) рассмотреть порядок подписания предприятием актов сверки расчетов:
– все ли имеющиеся на дату проведения инвентаризации акты сверки расчетов подписаны как проверяемой организацией, так и контрагентом;
– какими должностными лицами подписываются акты сверки расчетов;
– указываются ли в актах сверки основания, по которым возникла задолженность (реквизиты счетов-фактур, накладных, счетов и т.д.)
г) проверить правильность применения и порядок заполнения форм по учету результатов инвентаризации. Следует обратить внимание на следующие моменты:
– применение унифицированных форм первичной учетной документации по учету результатов инвентаризации, в частности имеется ли основание для составления акта инвентаризации расчетов (заполняется ли справка к акту инвентаризации расчетов – приложение к форме ИНВ-17);
– ведение журнала учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (форма ИНВ-23);
– подписываются ли акты инвентаризации всеми членами инвентаризационной комиссии.
д) удостовериться, что проведенная организацией инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками действительно подтверждает обоснованность сумм задолженности, числящихся на счетах бухгалтерского учета.
Аудитору следует рассмотреть документы о результатах инвентаризации на предмет наличия признаков, свидетельствующих о необоснованности числящейся на счетах учета расчетов дебиторской и кредиторской задолженности (например, неоговоренные исправления сумм задолженности, дат ее образования, подчистка записей, добавление и дописка цифр и др.). В случае если такие признаки имеются, то аудитору необходимо запросить документы, подтверждающие факт возникновения задолженности (договор, расчетные документы).
Также аудитор может получить подтверждение числящейся задолженности от третьих лиц (покупателей) с помощью запроса:
– данных о размере задолженности, числящейся у контрагента;
– данных счетов-фактур, счетов и других первичных документов.
Для проведения в ходе аудиторской проверки сверки задолженности с покупателем рекомендуется использовать бланк акта сверки расчетов (Приложение №МИ-17/4).
е) сопоставить данные актов инвентаризации и данные регистров аналитического учета расчетов с покупателями и заказчиками в отношении величины задолженности на дату проведения инвентаризации.
Если в проверяемом периоде инвентаризация не проводилась, следует рассмотреть результаты последней проведенной инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.