Гетеротрофные протисты. Инфузория туфелька (План-конспект зачетного урока по биологии в 7 классе), страница 5

Никотин — это наркогенное вещество, содержащееся в табаке. В 1492 г. Христофор Колумб открыл для Европы не только Америку, но и табак. В-то время табак считался чудо лекарством чуть ли не от всех болезней. Только к XVIII в. появились первые медицинские исследования, доказывающие опасность курения. Во-первых, психическая зависимость от никотина развивается значительно быстрее, чем от алкоголя. Во-вторых, курение для организма даже более вредно, чем алкоголь. Это связано с пагубным воздействием никотина и других веществ, выделяющихся при сгорании табака, на кровеносные сосуды. Ученые установили, что в табачном дыме содержится около 1200 вредных для организма веществ — синильная кислота, сажа, мышьяк, аммиак, ацетилен, сероводород, оксид углерода, канцерогенное (вызывающее злокачественные образования) вещество бензопирен. Курящие болеют раком гортани и легких чаще некурящих примерно в 6—10 раз, раком пищевода — в 2—6 раз. Значительно чаще, чем некурящие, они страдают хроническим бронхитом и туберкулезом легких.

Никотин вызывает перерождение внутренней оболочки сосудов. При этом их просвет уменьшается, а значит, ухудшается снабжение кислородом и питательными веществами различных тканей и органов. Повреждение никотином сосудов сердца приводит к ишемической болезни сердечной мышцы — инфаркту миокарда. Результатом длительного курения может стать инсульт — острое нарушение мозгового кровообращения. В настоящее время заболеваемость и смертность от ишемической болезни сердца вышли на первое место среди всех других заболеваний, так что эта болезнь может называться «эпидемией эпохи».

У некоторых курящих возникает заболевание эндартериит, или перемежающая хромота. Больной может пройти лишь несколько шагов. Затем в мышцах одной или обеих ног возникают онемение и резкая боль. При прекращении движения боль через некоторое время проходит, но при попытке идти дальше возобновляется. Это происходит потому, что сосуды больного способны обеспечить конечность кровью лишь в покое, без нагрузки. Со временем снабжение мышц необходимыми веществами становится недостаточным даже в покое и происходит омертвление тканей, что грозит ампутацией.

У женщин курение вызывает осложнения беременности. Если беременная курит, то вероятность рождения умственно неполноценного ребенка достигает 75—80 %. Согласно данным международной статистики, смертность новорожденных у курящих женщин на 40 % выше, чем у некурящих.

Курящий вредит не только себе, но и окружающим. Человек, который в течение часа находился в прокуренном помещении, получает такую же дозу ядовитых веществ, как и выкуривший четыре сигареты. Жены курильщиков живут в среднем на 3—4 года меньше жен мужчин, не имеющих этой вредной привычки.

Токсические вещества. Одурманивающий эффект способны вызывать и некоторые вещества, широко применяемые в быту: бензин, ацетон, клей, синтетические моющие средства. Запретить их распространение по вполне понятным причинам невозможно. Вместе с тем их систематическое употребление с целью одурманивания (токсикомания) ведет к возникновению зависимости. Многие из этих веществ оказывают чрезвычайно вредное воздействие на различные органы: легкие, которым приходится вступать в контакт с ядовитыми парами, и печень, которая вынуждена обезвреживать отравляющие вещества. Отсюда и название этих веществ — токсические (от греч. toxikon— яд).

Каждому человеку необходимо знать о губительных последствиях воздействия на организм и психику наркогенных и токсических веществ. Главное, не допустить может быть самой страшной ошибки в жизни, приняв предложение попробовать то или иное из них. Первую рюмку спиртного человек обычно выпивает по примеру или по принуждению окружающих — знакомых, друзей, родственников. Некоторых толкает на это любопытство или глупое стремление обязательно все в жизни испытать на себе. Прежде чем так поступить, подумайте.

Помните! Ваше здоровье — в ваших руках.

V. Этап информирования учащихся о домашнем задании.

Повторить § 50 – 54

VI. Этап подведения итогов занятия (итоговое слово и отметки).

-  А теперь ребята подведем итог. По количеству жетонов мы определим вашу эрудицию и активность на уроке.

-  Кто получил более 5 только зеленых жетонов - 10 б.

-  4 зеленых жетона и 1 желтый - 9 б.

-  3 зеленых и 2 желтых жетона - 8 б.

VI.   Рефлексия.

Сегодня на уроке:

- Я вспомнил (а)…

- Я повторил (а)…

- Я Мне понравилось …

- Мне было трудно…