Лабораторная работа № 2, исследование устойчивости дорожно-строительной машины, страница 3

2. Поперечная устойчивость на повороте.

При движении машины на повороте (рис.2) опрокидывающей является сила:

, дан (7)

где V-скорость движения машины, м/с

-ускорение свободного падения,

R-радиус поворота, м.

Условие равновесия машины относительно оси, проходящей через точки опоры внешних колёс:

.(8)

Из формул (7) и (8) при =0, что соответствует началу опрокидывания машины, получим:

.(9)

Боковое скольжение начнётся в тот момент, когда сумма боковых реакций  достигнет силы сцепления , т.е. при:

(10)

или

.(11)

Рисунок 2. Схема сил к расчету поперечной устойчивости машины на повороте

Из формул (10) и (11) следует, что условия скольжения машины перед её опрокидыванием также определяется неравенством (6).

3.Поперечная устойчивость при повороте на дороге

с поперечным уклоном (на вираже).

Опрокидывающая сила на вираже (рис.3) , уравнение моментов по отношению к оси, проходящей через точки опоры верхних колёс, примет вид:

   (12)

Рисунок3.Схема сил к расчёту поперечной устойчивости машины на вираже.

Приравнивая реакцию  к нулю из формул (7) и (12) получим:

.             (13)

Машина начнёт скользить в сторону, когда (рис.3):

 (14)