2. Поперечная устойчивость на повороте.
При движении машины на повороте (рис.2) опрокидывающей является сила:
 , дан (7)
, дан (7)
где V-скорость движения машины, м/с
 -ускорение свободного
падения,
-ускорение свободного
падения,
R-радиус поворота, м.
Условие равновесия машины относительно оси, проходящей через точки опоры внешних колёс:
 .(8)
.(8)
Из формул (7) и (8) при  =0,
что соответствует началу опрокидывания машины, получим:
=0,
что соответствует началу опрокидывания машины, получим:
 .(9)
.(9)
Боковое скольжение начнётся в тот момент, когда сумма
боковых реакций  достигнет силы сцепления
 достигнет силы сцепления  , т.е. при:
, т.е. при:
 ,  (10)
,  (10)
или
 .(11)
.(11)

Рисунок 2. Схема сил к расчету поперечной устойчивости машины на повороте
Из формул (10) и (11) следует, что условия скольжения машины перед её опрокидыванием также определяется неравенством (6).
3.Поперечная устойчивость при повороте на дороге
с поперечным уклоном (на вираже).
Опрокидывающая сила на вираже (рис.3)  , уравнение моментов по отношению к
оси, проходящей через точки опоры верхних колёс, примет вид:
, уравнение моментов по отношению к
оси, проходящей через точки опоры верхних колёс, примет вид:
 (12)
   (12)

Рисунок3.Схема сил к расчёту поперечной устойчивости машины на вираже.
Приравнивая реакцию  к
нулю из формул (7) и (12) получим:
 к
нулю из формул (7) и (12) получим:
 .             (13)
.             (13)
Машина начнёт скользить в сторону, когда (рис.3):
 (14)
 (14)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.