Лабораторная работа № 2, исследование устойчивости дорожно-строительной машины, страница 2

В момент начала опрокидывания , поэтому из выражения (1) получим:

.  (2)

Однако до опрокидывания может начаться скольжение машины . Примем, что все колёса машины находятся в равных условиях сцепления и боковые реакции  и  распределятся пропорционально весу машины, тогда (рис.1):

, (3)

, (4)

и, следовательно,

, (5)

где  - коэффициент сцепления (табл.1).

Анализируя формулы (1) и (5),устанавливаем, что скольжение колёс машины начнется раньше его опрокидывания, если

. (6)

Таблица 1. Значения коэффициента сцепления  в зависимости от покрытия дороги.

Покрытие

Асфальтированное шоссе

0,6…0,75

Гравийно-щебёночная дорога

0,5…0,6

Влажная загрязнённая щебёночная дорога

0,2…0,3

Булыжная мостовая

0,4…0,5

Сухая грунтовая дорога

0,5…0,7

Влажная грунтовая дорога

0,35…0,5

Песок

0,65…0,75

Снежная укатанная дорога

0,3…0,35