Расчет системы автоматического регулирования скорости вращения вала двигателя постоянного тока с независимым возбуждением, страница 5

Окончание таблицы 9

1

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

2

1,014

1,019

1,014

1,008

1,002

1,000

0,999

0,997

0,993

0,992

0,997

1,000

3

1,517

1,655

1,793

1,931

2,069

2,207

2,345

2,483

2,621

2,759

2,897

3,035

4

0,456

0,459

0,456

0,454

0,451

0,450

0,450

0,449

0,447

0,446

0,447

0,45

Получим суммарную переходную характеристику путем графического сложения четырех h(t) по формуле: -ТрI+ТрII-ТрIII-ТрIV. Результат приведен на рисунке 5. Из рисунка видно, что время регулирования составляет 5,2 с, а устойчивое значение регулируемой величины равно 1.

5 Синтез корректирующего устройства АСР

5.1 Построение ЛАЧХ некорректируемой системы

Построение ведется с учетом пропорционального звена, включенного при предварительном корректировании системы.

Разомкнутая система представляет собой последовательное соединение типовых звеньев: Wс(р)=WИД(рWГ(рWД(рWТГ(р) или:

Lс(р)= LИД(р)+ LГ(р)+LД(р)+ LТГ(р).

Построим ЛАЧХ каждого из составляющих систему звеньев.

5.1.1 ЛАЧХ исполнительного двигателя

Передаточная функция исполнительного двигателя равна . Найдем значения необходимые для построения ЛАЧХ. Исполнительный двигатель является интегрирующим звеном. Для построения ЛАЧХ этого звена достаточно найти 20lgKИД или w.

LИД (w)= 20lgK=20lg62,72=36 дб,

w=K=62,72.

5.1.2 ЛАЧХ генератора

Передаточная функция генератора равна. Найдем значения необходимые для построения ЛАЧХ. Генератор является инерционным звеном первого порядка. Для построения ЛАЧХ этого звена достаточно найти 20lgKГ и w.

LГ (w)= 20lgK=20lg0,5=-6 дб,

.

5.1.3 ЛАЧХ тахогенератора

Передаточная функция генератора равна . Найдем значения необходимые для построения ЛАЧХ. Тахогенератор является пропорциональным звеном. Для построения ЛАЧХ этого звена достаточно найти 20lgKТГ.

LТГ(w)= 20lgK=20lg0,005=-46 дб.

5.1.4 ЛАЧХ двигателя

Передаточная функция двигателя имеет вид .

Двигатель является колебательным звеном. Для построения ЛАЧХ необходимо проверить можно ли построить приближенную ЛАЧХ звена, для этого воспользуемся соотношением:

. Для приближенной ЛАЧХ необходимо чтобы выполнялось неравенство: 0,35 £ e £ 0,7. В нашем случае это условие не выполняется и поэтому представляем двигатель, как инерционное звено второго порядка:

.

Данную передаточную функцию можно представить как произведение передаточных функций двух инерционных звеньев первого порядка, а значит ЛАЧХ данной передаточной функции будет являться суммой двух ЛАЧХ инерционных звеньев первого порядка.

 Для построения ЛАЧХ первого звена достаточно найти 20lgKД и w1.

LД (w)= 20lgK=20lg152628,2=104 дб,

.

Для построения ЛАЧХ второго звена достаточно найти w2:

.

Рисунок 6 ЛАЧХ некорректируемой системы

5.2 Построение желаемой ЛАЧХ

Желаемую ЛАЧХ строят на трех участках: низкие частоты, средние и высокие.

5.2.1 Построение низкочастотного участка

Этот участок характеризует статическую точность системы. Данная система является астатической, поэтому ЛАЧХ представляет собой прямую с наклоном –20дб/дек.

5.2.2 Построение среднечастотного участка

Этот участок характеризует устойчивость системы и динамические свойства. На этом участке ЛАЧХ проходит с постоянным наклоном 20 дб/дек через частоту среза. Для нахождения этой частоты воспользуемся номограммой [1]. Для заданного перерегулирования s%=25% по номограмме определяем  . По заданному tp=1,5 находим .Также определяем Рmax=1,2 и Рmin=1- Рmax= -0,2. Затем по найденной wп определяем wс:

.

По круговой диаграмме, построенной в логарифмическом масштабе определяем запас устойчивости по амплитуде DL=±15 дб, который будет ограничивать участок средних частот.

5.2.3 Построение высокочастотного участка