Периодизация философии (античный, средневековая философия и новое время)

Страницы работы

Содержание работы

Вопрос 5 – периодизация философии.

Предисловие к читателю: здесь изложен краткий план ответа на вопрос, более подробно стоит всё-таки прочитать другие билеты с общей характеристикой основных периодов философии – на это отводятся отдельные вопросы

Прежде чем приступить к ответу на поставленный вопрос, стоит отметить, что переодизировать пытаемся только европейскую философии. Она, по традиции, включает в себя 3 основных этапа: это античная философия, средневековая и философия нового времени. Можно конечно оглянуться на Гегеля, и сказать отдельно, что он дополнительно выделял философии Древнего Востока, но поскольку мы уже оговорились, что рассматриваем только Европу, то со всей уверенностью можем не говорить о философии Древнего востока и философии всеединства.

Можно переодизировать философии и так как это сделал Мартин Хайдеггер – он мерил философию личностями и выделял всего два периода: до Сократа и после. Т.е. считал, что нет в истории личности столь же выдающейся, как Сократ.

Но это всё так, к слову, а теперь более подробно о традиционной, или общепринятой периодизации.

Первый период философии – античный. Начался он с Фалеса и возможно даже немного раньше, это примерно где-то 6-7 век до нашей эры и продолжался до начала средневекового периода, о котором будет сказана далее. Ели дробить его ещё дальше, то можно выделить 5 этапов античной философии. Речь идет прежде всего, а может быть и только, о Греции. Итак:

1.  Натурфилософия или мифо-космологический период. (~200 лет)

На данном этапе произошло становление философии и основными произведения данного периода являются сочинения о природе – они так и называются "О природе", появление первых проблем. Как появилась философия, почему и зачем, это предмет отдельного разговора о генезесе, здесь же идет речь о периодизации, поэтому его касаться не будем.

2.  Антропологический период (и снова ~200 лет)

Сфера интересов целиком и полностью переключилась на проблемы человека. Если в качестве главной личности этого периода назвать Сократа, то этим можно определить весь период. Конечно, нельзя забывать и софистов, не будь их, Сократу просто не с кем было бы спорить!

3.  Классический период (~500 лет)

Классическим этот период можно назвать конечно с большой натяжкой, поскольку классик философии – это тот, кто пытается создать полную систему, затронуть все аспекты, и на эти 500 лет классической философии приходиться всего лишь две выдающихся личности (которых можно назвать классиками) – Аристотель и Платон.

4.  Этический период.

Основные вопросы этого периода связаны с проблемами нравственности и морали. Это всевозможные киники, эпикуриийци, стоики и может быть что-то прочее, прочее, прочее…

5.  Религиозная философия.

Это уже и не философия, а так. Но это период принято выделять, поэтому следую традиции мы называем его и понимаем, что здесь речь может идти прежде всего о Плотине и Сенеке, а также о возрождении старых учений: неоплатонизм (Плотин), неопифагореизм (Нумений из Апамеи), неоаристотеоицизм (Андроник Родосский).

Второй крупный период – средневековая философия

Здесь опять можно выделить два периода: патристика и схоластика. Патристика – это учение отцов Церкви, и особой философской ценности в ней нет, поэтому даже можно не упоминать, что патристика была восточной (Иоанн Златоуст) и западной (Августин Блаженный).

Наиболее интересен второй период, когда появился язык философии – мертвый латинский язык, понятия которого жестко зафиксированы и меняться не могут – т.о. можно спорить, утверждать, опровергать и не бояться что тебя не поймут (ведь до сих пор нет единогласного мнения о том, что же такое всё-таки "апейрон"). Появился язык, но под диктатурой церкви исчезли проблемы. Единственной проблемой достойной внимания за этот период (1000 лет!!) – проблема универсалий.

Одни утверждали, что универсалий не существуют – НОМИНАЛИСТЫ (Росцелин, Оккам, Буридан, Николай Орем, Николай из Отрекура, Беренгар Турский)– другие, напротив были уверены, что они существуют независимо от сознания – РЕАЛИСТЫ ( это Гильом из Шампо, Фома Аквинский (близок к концептуалистам – его учение томизм), Бокавентура, Ансельм Кентербирийский, Гильберт Порретанский, Иоанн Скот Эрингена, Альберт Великий, Фома Ливийский) – и синтез теорий – концептуализм – универсалии существуют до сотворённой природы в божеств, разуме в качестве "концептов" бога и прообразов единичных вещей; универсалии существуют в единичных вещах как их реальное сходство или их тождественность прообразу (тождественное одному и тому же тождественно между собой); наконец, универсалии существуют после единичных вещей в уме познающего как результат абстрагирования сходных свойств в форме понятий. (наиболее яркий представитель Абеляр, а также Дунс Скот, Ибн Сын)

После средневековой философии идет философия нового времени, однако можно выделить короткий период возрождения – возврат к нормам и ценностям античной культуры. Здесь можно говорить о Кузанском, Монтене, Т. Море, и возможно даже Л. да Винчи

Третий период – новое время.

И здесь снова можно выделить несколько основных этапов:

1.  Начало нового времени.

Основные имена здесь – это Френсис Бэкон – основатель эмпиризма, автор индуктивного метода, Декарт – отец-основатель рационалистического направления названного его именем – картезианство. Можно называть и других философов и мыслителей того времени: Локк (с его теорией познания), Лейбниц, Спиноза, Юм, Гоббс и прочие.

2.  Просвещение.

Этот период не сильно значим с точки зрения раскрытия философских проблем – авторы этого периода, как правило, "толкли воду в ступе" и больше внимания обращали на то как сказать, а не что. НО именно этому периоду мы обязаны популяризации философии, и не будь этого периода, возможно, не изучали бы мы этот замечательный предмет, но история не терпит сослагательных наклонений. Наиболее громкие имена здесь – Ж.Ж. Руссо, Вольтер, Дидро, III. Монтескье.

3.  Немецкая классическая философия (кон. 18 – нач. 19 века)

Этим названием сказано все, и даже немного больше. Рассматривая этот периода можно, и даже нужно говорить о Канте, Шеленг, Фихте, Гегеле.

4.  Философия 19-20 века.

Этот период начинается где-то в 1830 года и не завершен до сих пор. Рассматривая этот период можно говорить о таких школах, как экзистенционализм (Ясперс, Хайдеггер, Камю, Сартр), позитивизм (Огюст Конт), эпистимология (К. Поппер), неокантианство (Э. Кассирер), Герменевтика (В. Дильтей), философская антропология (М. Шелер), психоанализ (З. Фрейд) и может быть что-то прочее.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
38 Kb
Скачали:
0