философствовать – они все завоевывали территории и расширялись.
В советские времена была искусственно выделена в русской истории «философская мысль», вплоть до средневековой и даже древней Руси. Аргумент же из «разумных» в пользу выделения русской философии следующий: философские вопросы конечно вненациональны, но ответы на них специфичны для наций.
Начало последовательного развития русской философии мысли восходит к тому времени XIX в., когда русское общество уже пережило период увлечения немецким идеализмом Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. (Гегелем увлекались Западники - пытались весь мир определить в системе Гегелевских категорий. Кружок Белинского, кружок Герцена и Огорева. Герцен: «Письма об изучении природы» - некий предпозитивизм, Герцен считал что нужно философию сделать научной.)
Начало самостоятельной философской мысли в России XIX в. связано с именами славянофилов Ивана Киреевского и Хомякова.
Славяновилы: Киреевский съездив послушать Шеленга и Гегеля, сделал вывод, что немецкая трансцедентальная философия уже «заблудилась». Издавал в 30-х гг журнал Европеец, который был закрыт. После смерти царя Николая I опять начал публиковаться, но много не успел - умер в 1858г от холеры. Хомяков соавторствовал в журнале Киреевского, написал множество философских работ в стиле «по поводу», напр «По поводу Аристотеля и всемирной выставки», умер в 1960 от холеры. Московско-русское направление – названные в дальнейшем славянофилы – собирались в салоне мадам Елагиной.
Философия славянофилов была попыткой опровергнуть немецкий тип философствования на основе русского толкования христианства, опирающегося на сочинения отцов восточной церкви и возникшего как результат национальной самобытности русской духовной жизни. Ни Киреевский, ни Хомяков не создали какой-либо философской системы, но их попытка развить христианское мировоззрение явилась наиболее оригинальным и ценным достижением русской мысли.
Идеал цельного познания, т. е. познания как органического всеобъемлющего единства, провозглашенный Киреевским и Хомяковым, привлек многих русских мыслителей.
Киреевский и Хомяков говорили, что цельная истина раскрывается только цельному человеку. Только собрав в единое целое все свои духовные силы — чувственный опыт, рациональное мышление, нравственный опыт и религиозное созерцание, — человек начинает понимать истинное бытие мира и постигает сверхрациональные истины о Боге. Именно этот цельный опыт лежит в основе творческой деятельности многих русских мыслителей. Опираясь на цельный опыт, они пытались развить такую философию, которая бы явилась всеобъемлющим синтезом.
Владимир Соловьев является создателем полноценной системы христианской философии в духе идей Киреевского и Хомякова (философия всеединства). Среди его преемников философы-богословы — князь С. Н. Трубецкой, его брат князь Е. Н. Трубецкой, Н. Ф. Федоров, Павел Флоренский, отец Сергий Булгаков, Эрн, Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, Л. П. Карсавин, И. А. Ильин, отец Василий Зеньковский, Георгий Флоровский, и др.
Широчайшие интересы философов всеединства составили едва ли не основу так называемого «русского духовного ренессанса». Возникновение религиозно-философской концепции всеединства - закономерный итог развития общественной мысли России XIXв. Стремление к религиозному обновлению отражало настроения тех социальных групп, которые жаждали с одной стороны, рационализировать православие в соответствии с запросами времени, а с помощью теологических догматов, "дисциплинирующих" разум преодолеть
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.