Немецкая школа экзистенционализма

Страницы работы

Фрагмент текста работы

могу произвольно толковать это свое существование, стало быть, каждый раз по-новому изнутри определять, что открывает передо мной много разветвлений дорог, много возможностей, а то, какие из них  я выберу, зависит только от меня самого. Следовательно, я свободен и одинок. Я сам, без чьей-либо помощи, должен определить свое отношение к миру и людям, среди которых я оказался брошенным». И именно в этом заключается, по мнению Хайдеггера, основная радикальная разница между миром вещей и миром человека.

Вещи только «суть», поскольку им свойственная пассивность. «Существует» только человек как активная субъективность, самостоятельно выбирающая из  различных возможностей действовать. Это человеческое существование всегда открыто ко многим противоположным возможностям. Именно в связи с этой постоянной «открытостью» человека можно его «определить» извне только как «ничто», «небытие», как являющееся тем, что оно не есть. Ибо Dasein не «просто есть», как  обычные вещи, его не определяют названием того, «что оно есть», как это обычно мы делаем, пользуясь такими названиями, как «стол», «дом» и т.д. Оно выражает существование, которое есть мое и, как таковое, является моей возможностью. Таким образом, Dasein есть только «возможность, проект существования». Человек же, существуя, реализует одни возможности и отбрасывает другие, непрерывно совершая выбор. Следовательно, человек -  это попросту проекция его собственных сознательных выборов, а его мир -  это «придание смысла ничто», это такой проект, с помощью которого наши стремления помещаются нами в мире вещей и других людей.

Хайдеггер отражает процессы возникновения в сознании членов современных буржуазных обществ чувства затерянности в огромных городских скоплениях людей, среди анонимных, чуждых  рядовым людям промышленно-экономических и административных сил; он выдвигает проблему отсутствия инициативы и возможностей эффективного воздействия индивидов на жизнь общества. Человек пассивно приспособляется к среде, постоянно повторяет привычные действия, слова и жесты. При этом он утрачивает свою личную индивидуальность, теряется в анонимной повседневности.  Этот избитый и шаблонный образ жизни он принимает как «извечный», «естественный» и не ставит под сомнение; более того, лишь тогда он чувствует себя спокойным и счастливым, когда он отождествляет себя с коллективным конформизмом.

Но то или иное трагическое житейское событие (например, смерть кого-то из близких), серьезные моральные конфликты, которые Хайдеггер называет пограничными ситуациями, могут пробудить индивида от сна, показать ему чуждость окружающего его мира, мнимость его тождественности с обществом, одинокость и абсурдность его существования. Тогда возникает тревога, она изолирует нас от других, предоставляя нам самим себе и обнажая правду о нашем одиночестве, об абсурдности нашего существования, которую мы хотели скрыть от самих себя. Тогда наше существование раскрывается перед нами во всем величии своей подлинности.

Хайдеггер разграничивает подлинное и неподлинное существование, где последнее – это бегство от проблем или стремление забыть проблемы. И только подлинный человек свободен в полном смысле этого слова, т.к. он знает, что он – ничто, что все его свершения будут перечеркнуты, что он одинок и обречен на смерть. Подлинный человек свободен еще и потому, что он не подвержен давлению безличного, не мыслит категориями, навязанными ему извне, ясно осознает, что его поступки выражают только его  самого и ничего больше, что невозможно подлинное общение с людьми в их повседневном существовании, а возможно только «со-бытие

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
78 Kb
Скачали:
0