философии, а о философской рефлексии, так как полноценной философии не возникло.
Конфуцианство - древнейшая философская школа, которая рассматривает человека, прежде всего как участника социальной жизни. Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 - 479 IT. до и. э., главным источником учения - произведение Лунь Юй ("Беседы и суждения"). Основные вопросы, решаемые конфуцианством:o1 Как необходимо управлять людьми? 2 Как вести себя в обществе?
Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия - отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным как отца к сыновьям. Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.
Основные принципы конфуцианства: почитание старших, человеколюбие, золотая середина (в человеке должно быть всего в меру), исправление имён (нужно подобрать соответствующее название каждой вещи).
Даосизм - древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI - начале V вв. до н. э.
Эта философия во многом начинается с попытки устранить противоречие между конечностью жизни и бесконечностью всего сущего. Поиск способов продления жизни (поиск социального оптимума через устранение дискомфорта из-за конечности жизни внутри каждого человека). Дао — путь к обретению полноты жизни и бессмертию.
Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фяцзя). Его основателями были Шан Ян (390 - 338 гг. до н. э.) и Хянь Фаи (288 - 233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (Ш в. до н.э.) легизм стал официальной идеологией. Основной вопрос легизма (как и конфуцианства): как управлять обществом? Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм — философия сильной государственной власти.
Остальные школы имеют крайне косвенное отношение к философии.
Индия
В основе периодизации древнеиндийской философии лежат различные источники философской мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху. В соответствии с данными источников в древнеиндийской философии выделяются три основных этапа: XV - VI вв. до н. э. - ведический период; VI - Ц вв. до н. э. - эпический период; П в. до н.э. -VII в. н.э.- эпоха сутр.
Веды (дословно - "знания") — совокупность песнопений, обращённых к божеству. Эти гимны служат основанием для реконструкции мировоззрения. Веды, как правило, включали в себя:
o "священное писание", религиозные гимны ("самхиты");
o описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов;
o книги лесных отшельников ("араньяки");
o философские комментарии к Ведам ("упанишады").
В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды - буддизм.
Индийская философия (Даршана) делится на две школы — Астика (считают, что Веды обладают сакральным характером) и Настика (отрицательное отношение к Ведам). Школа Астики делится на два направления — одно считет, что нет источника знаний, кроме Вед, другое — что кроме Вед существует умозрительный и эмпирический способы получения знаний.
К Астике относятся школы: веданта (реконструкция мировоззрения по ведам), миманса (уделяет особое внимание ритуальной стороне), санхья (развернутая
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.