проблемы, какие только может поставить человек, быть может, это и вообще важнейшие проблемы. Правда, все мы обладаем врожденной склонностью закрывать на них глаза, однако рано или поздно каждый из нас с ними сталкивается. Отрицать их существование — значит впадать в суеверие». [1]
В центр внимания экзистенциалисты ставили смысложизненные вопросы вины и ответственности, решения и выбора , отношения человека к своему призванию и к смерти.
Направление экзистенциализма получило свое развитие в Германии (Хайдеггер, Ясперс) и во Франции (Сартр, Камю), а также в России (Бердяев, Шестов).
Среди экзистенциалистов выделялось две разновидности: это христианские экзистенциалисты (Ясперс, Марсель) и экзистенциалисты-атеисты (Хайдеггер, Сартр).
Атеистический экзистенциализм учит, что «если даже Бога нет, то есть по крайней мере одно бытие, у которого существование предшествует сущности, бытие, которое существует прежде, чем его можно определить каким-нибудь понятием, и этим бытием является человек, или человеческая реальность». [1] Т.е. сначала человек, как бы встречается в мире, а уже затем определяется. Нет никакой человеческой природы, человек ничего собой не представляет. Человек он такой, каким он себя представляет, каким сделает себя сам. Но представляет он себя после того, как начинает существовать. «Человек станет таким, каков его проект бытия». Человек владеет своим бытием и несет за него ответственность. Атеистический экзистенциализм говорит о "заброшенности" человека в этот мир.
Для религиозного экзистенциализма индивидуум – есть «явленность Бога». Человеческая личность, по мнению представителей этого направления, не есть часть мира, она соотносительна миру и Богу и определяет себя по отношению к нему. В этом внутреннем отношении к Богу, обращении к нему внутри себя личность черпает силы для свободного отношения к миру. Именно Бог является гарантом свободы перед властью природы и общества.
Для философии экзистенциализма, нет абстрактной человеческой природы, сущности человека, независимой или предшествующей существованию. Именно жизненный опыт каждого человека, eго конкретное существование есть исходная реальность для этой философии. Теория экзистенциализма не делает из человека объект. Она всегда исходит из личности человека как субъекта действия. Тем самым философия экзистенциализма подчеркивает достоинство и значимость всякой человеческой личности, абсолютной ценности личности, ее неотъемлемых прав на духовную свободу.
В целом экзистенциалисты предполагали, что существование предшествует сущности, т.е., что каждый предмет обладает определенным набором свойств и качеств (сущностью), которые и определяют его существование. Т.е. у человека нет определения (сущности) до его существования - личностного бытия, направленного к смерти и осознающего свою конечность. Это означает, что человек сначала существует (появляется и занимает место в неосмысленном, вещественном мире), а только потом он определяется - входит в область подлинных сущностей и смыслов. С точки зрения экзистенциалистов, человек не поддается научному определению именно потому, что он первоначально ничего собой не представляет, он изначально лишен какой-либо природы, определяющей его личностное бытие, его индивидуальность. Человек становится Человеком позже, когда сам из себя что-то сделает. Он есть ничто иное как его проект самого себя, представление его о том, каким он хочет стать, и он существует лишь настолько, насколько
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.