Тема 4
Бизнес-стратегии в контексте различных отраслей
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
4.1 Модель эволюции отрасли
4.2 Стратегии конкуренции в развивающихся отраслях
4.3 Конкурентные стратегии предприятий зрелых отраслей
4.4. Стратегические альтернативы на стадии отраслевого спада
4.5 Раздробленные (фрагментарные) отрасли
Резюме
ЦЕЛИ
После изучения данной темы вы должны:
• распознавать различные стадии развития отрасли и понимать, какие факторы влияют на процессы эволюции отрасли;
• идентифицировать ключевые факторы успеха, ассоциирующиеся с отраслями на разных стадиях развития;
• идентифицировать стратегии, организационные структуры и системы управления, соответствующие различным стадиям развития отрасли;
• понимать влияние степени концентрации и характера лидерства на отраслевом рынке на стратегические возможности компании.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
- Грант Р.М. Современный стратегический анализ. 5-е изд./ Пер. с англ. под ред. В.Н. Фунтова – СПб.: Питер, 2008. Глава 10.
- Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. Главы 9-12.
Дополнительная литература
- Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. – М.: ИНФРА – М, 2007.
- Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент / Пер. с англ. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000.
- Хамел Г., Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. – М.: Олимп – Бизнес, 2002.
Введение
Структура и условия конкуренции в отраслях экономики постоянно меняются под воздействием широкого спектра факторов: развития технологий, изменений рыночного спроса, новых стратегических инициатив и конкурентных стратегий участников рынка. При этом, несмотря на то, что траектория развития каждой отрасли уникальна, существуют некоторые инвариантные по отношению к отраслевым различиям модели, возникающие в результате действия схожих движущих сил и процессов.
В данном разделе стратегический характер различных стадий эволюции отраслей рассматривается с позиции жизненного цикла. Понимание ключевых факторов, определяющих специфические для последовательных стадий развития отрасли условия конкуренции, имеет практическое значение для разработки и реализации успешных стратегий, направленных не только на адаптацию к изменениям рыночных условий, но и на выявление возможностей активного формирования окружающей среды фирмы.
1. Модель эволюции отрасли
Жизненный цикл отрасли – это эквивалент жизненного цикла товара со стороны предложения. Это теоретическая модель, призванная показать эволюцию отраслей во времени и разработать некоторые общие стратегические рекомендации.
Жизненный цикл отрасли включает в себя четыре фазы: рождение (или появление) отрасли, ее рост, зрелость и спад (рис. 4.1).
Для развития отраслей фундаментальное значение имеют два основных фактора: рост спроса (продаж) и инновации.
Длительность жизненного цикла отрасли и его стадий определяются, прежде всего, изменениями в темпе роста производства и продаж продукции отрасли во времени. Характерным профилем развития отрасли является S-образная кривая роста.
• На стадии зарождения продажи невелики, степень проникновения на рынок низка, поскольку товары отрасли малоизвестны и покупателей немного. Новизна технологии, малый масштаб производства и недостаток опыта означают высокие издержки и низкое качество. Покупатели новых товаров, как правило, принадлежат к категории людей с высокими доходами, ориентированных на новизну и толерантных к риску.
• Стадия роста характеризуется ускоренным проникновением продукта
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.