Тема 5
Корпоративная стратегия
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
5.1 Фирмы, рынки и транзакционные издержки
5.2 Тенденции и мотивы диверсификации
5.3 Конкурентное преимущество на основе диверсификации
Резюме
ЦЕЛИ
После изучения данной темы вы должны:
• на основе применения принципов экономии транзакционных издержек осмыслить, почему меняются границы между фирмами и рынками;
• оценить факторы, влияющие на использование диверсификации как стратегии корпоративного роста во времени;
• распознавать механизмы, с помощью которых диверсификация может усилить рыночную власть фирмы;
• понимать природу экономии за счет широты сферы деятельности для различных типов ресурсов и способностей и оценивать потенциал синергизма;
• определять относительные достоинства диверсификации и стратегических альянсов с точки зрения взаимосвязей между различными бизнесами.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
- Грант Р.М. Современный стратегический анализ. 5-е изд./ Пер. с англ. под ред. В.Н. Фунтова – СПб.: Питер, 2008. Главы 13,15
- Гурков И.Б. Стратегия и структура корпорации. – М.: Дело, 2006. Глава 4
Дополнительная литература
- Коллис Дж., Монтгомери А. Корпоративная стратегия. Ресурсный подход / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2007.
- Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. – М.: ИНФРА – М, 2007.
- Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент / Пер. с англ. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000.
Введение
Основной задачей корпоративной стратегии является выбор сфер деятельности фирмы в следующих аспектах:
· продуктовое предложение. Насколько специализированной должна быть фирма в терминах производимых ею товаров/услуг? Coca-Cola (безалкогольные напитки), Балтика (пиво), Toyota (автомобили) являются специализированными компаниями, оперирующими в одном секторе экономики. General Electric, Samsung или российский холдинг Интеррос являются широко диверсифицированными компаниями, каждая из которых охватывает множество различных отраслей.
· географический охват. В ресторанном бизнесе большинство ресторанов обслуживает местные рынки, Планета суши и Патио-Пицца (проекты Ростик'c) представляют национальные сети ресторанов, McDonald's оперирует во всем мире.
· вертикальный охват. Наиболее ярким российским примером вертикальной интеграции является нефтяной комплекс, в процессе реструктуризации которого было принято решение об образовании вертикально интегрированных нефтяных компаний, действующих по всему циклу – от геологоразведки до бензоколонки (Лукойл, Роснефть и др.). Dell Computer (производитель персональных компьютеров) в большей степени сконцентрирована на основном бизнесе, компания использует аутсорсинг для выполнения многочисленных работ в цепочке ценностей, привлекая сторонние организации для изготовления компонентов, сборки, логистики и обслуживания клиентов.
Таким образом, на уровне корпоративной стратегии принимаются решения, определяющие диапазон деятельности фирмы по таким параметрам как вертикальный охват (вертикальная интеграция), географический охват (горизонтальная интеграция) и ширина продуктового предложения (диверсификация). Для анализа этих трех параметров существуют сходные базовые концепции – экономия на ресурсах и способностях (синергизм), трансакционные издержки и затраты на управление сложной корпорацией.
В первой части данного раздела мы рассмотрим задачу определения диапазона деятельности фирмы с позиций этих общих концепций. Далее основное внимание будет сконцентрировано на анализе стратегии диверсификации и вопросах экономии за счет широты сферы деятельности.
5.1 Фирмы, рынки и транзакционные издержки
На современном этапе экономического развития аутсорсинг, альянсы и электронная коммерция заставили компании по-новому взглянуть на то, какие фрагменты цепочки ценности они хотят включить в пределы своей организации.
Капиталистическая экономика включает в себя две формы экономической
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.