В исследовании будут наблюдаться маршрутные такси и автобусы.
Определим задачи.
1. Выявить зависимость между возникновением конфликта в транспорте и опасными моментами на дороге:
1.2. установить, как часто отвлекается водитель, влияет ли конфликт на управление транспортным средством (возникают ли проблемы с управлением транспорта, опасные дорожные ситуации в связи с этим);
2. Выявить возможные основные причины конфликтов в общественном транспорте;
2.1. Выявить частоту конфликтов, возникших по причине несогласия со стоимостью проезда в общественном транспорте;
3. установить относительную частоту конфликтов в общественном транспорте;
4. установить среднее относительное количество человек, обычно участвовавших в конфликте;
5. выявить основную тенденцию реакции на конфликт окружающих людей, не втянутых в данную конфликтную ситуацию;
6. выявить зависимость склонности к участию в конфликте от возраста.
Гипотезы:
1. Если в конфликте участвует водитель, то количество опасных моментов на дороге увеличивается, и это негативно влияет на безопасность людей. Даже если водитель не задействован прямо в конфликте, но наблюдает его, то это отрицательно влияет на безопасность граждан, но в меньшей степени.
2. Водитель отвлекается на конфликт чаще всего в маршрутных такси, чем в автобусах.
3. Преобладающей причиной возникновения конфликта в общественном транспорте являются личностные качества (личностные причины).
4. Наиболее редко случаются конфликты в общественном транспорте по причине несогласия с билетом.
5. В конфликте обычно участвует 2-4 человека.
6. В конфликте обычно участвуют люди различного возраста, то есть, наблюдается разница в возрасте конфликтующих индивидов.
7. Основной тенденцией реагировать на конфликт является негативное отношение к конфликтующим, к данной ситуации.
Индикаторы и показатели.
индикаторы |
показатели |
возраст |
Возраст (примерный) |
Распространенность конфликта |
Количество человек, участвующих в конфликте |
Влияние на безопасность |
Участие водителя в конфликте, отвлекается ли он от управления транспортом |
Реакция окружающих |
Видимая реакция окружающих |
Причины конфликта |
Видимые причины конфликта |
Вид автомобильного общественного транспорта |
Вид автомобильного общественного транспорта |
Примерный возраст определяется по пропорциональной шкале: молодой, средний, пожилой.
Видимая реакция окружающих людей различается по порядковой шкале: позитивная реакция (видимое проявление – улыбка, смех), равнодушная реакция (видимых проявлений нет, или проявление равнодушия), негативная реакция (видимые проявления: осуждение).
Видимые причины конфликта определяются среди групп причин конфликта по номинальной шкале: по вине водителя/кондуктора, по вине пассажира, личностные причины и несогласие со стоимостью проезда в общественном автомобильном транспорте.
Среди видов автомобильного транспорта в данном исследовании по номинальной шкале выделяются маршрутные такси и автобусы.
Эмпирический объект исследования: все жители города, независимо от возраста, пользующиеся общественным автомобильным транспортом в городах Академгородок и Бердск. (пассажиры, водители, кондукторы)
Методический блок.
Вид наблюдения
В данном исследовании был выбран такой вид наблюдения как скрытое, формализованное наблюдение.
Инструментарий
К проведению исследования были подготовлены карточки, отвечающие показателям.
В карточках фиксируются следующие моменты:
· Дата (число, месяц, год);
· Время суток и часы (чтобы отследить возможную зависимость между возникновением конфликта и временем);
· Вид транспортного средства;
· Опасная (или не опасная) ситуация на дороге на момент возникновения конфликта или за время его развития;
· Количество человек, втянутых в конфликт ( в карточке максимальное количество 7 человек, потому что предполагается, что более 7 человек в конфликте не участвуют);
· Факт участия водителя в конфликте (отвлекается ли водитель);
· Примерный возраст людей, участвующих в конфликте в соответствии с их количеством (сколько людей какого возраста);
· Реакция окружающих людей в соответствии с количеством (сколько людей реагирует позитивно, например);
· Возможные причины возникновения конфликта;
· Заметки наблюдателя на случай непонятных фактов.
Заполненные карточки прилагаются.
Инструкцию наблюдателю
Так как данное исследование строится на скрытом формализованном наблюдении, то наблюдатель должен выполнять следующие действия:
1. не распространять информацию о том, что он проводит наблюдение;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.