Влияние конфликтов в общественном автомобильном транспорте на безопасность пассажиров и водителя (кондуктора), страница 2

В исследовании будут наблюдаться маршрутные такси и автобусы.

Определим задачи.

1.  Выявить зависимость между возникновением конфликта в транспорте и опасными моментами на дороге:

1.2.  установить, как часто отвлекается водитель, влияет ли конфликт на управление транспортным средством (возникают ли проблемы с управлением  транспорта, опасные дорожные ситуации в связи с этим);

2.  Выявить возможные основные причины конфликтов в общественном транспорте;

2.1. Выявить частоту конфликтов, возникших по причине несогласия со стоимостью проезда в общественном транспорте;

3.  установить относительную частоту конфликтов в общественном транспорте;

4.  установить среднее относительное количество человек, обычно участвовавших в конфликте;

5.  выявить основную тенденцию реакции на конфликт окружающих людей, не втянутых в данную конфликтную ситуацию;

6.  выявить зависимость склонности к участию в конфликте от возраста.

Гипотезы:

1.  Если в конфликте участвует водитель, то количество опасных моментов на дороге увеличивается, и это негативно влияет на безопасность людей. Даже если водитель не задействован прямо в конфликте, но наблюдает его, то это отрицательно влияет на безопасность граждан, но в меньшей степени.

2.  Водитель отвлекается на конфликт чаще всего в маршрутных такси, чем в автобусах.

3.  Преобладающей причиной возникновения конфликта в общественном транспорте являются личностные качества (личностные причины).

4.  Наиболее редко случаются конфликты в общественном транспорте по причине несогласия с билетом.

5.  В конфликте обычно участвует 2-4 человека.

6.  В конфликте обычно участвуют люди различного возраста, то есть, наблюдается разница в возрасте конфликтующих индивидов.

7.  Основной тенденцией реагировать на конфликт является негативное отношение к конфликтующим, к данной ситуации.

Индикаторы и показатели.

индикаторы

показатели

возраст

Возраст (примерный)

Распространенность конфликта

Количество человек, участвующих в конфликте

Влияние на безопасность

Участие водителя в конфликте, отвлекается ли он от управления транспортом

Реакция окружающих

Видимая реакция окружающих

Причины конфликта

Видимые причины конфликта

Вид автомобильного общественного транспорта

Вид автомобильного общественного транспорта

Примерный возраст определяется по пропорциональной шкале: молодой, средний, пожилой.

Видимая реакция окружающих людей различается по порядковой шкале: позитивная реакция (видимое проявление – улыбка, смех), равнодушная реакция (видимых проявлений нет, или проявление равнодушия), негативная реакция (видимые проявления: осуждение).

Видимые причины конфликта определяются среди групп причин конфликта по номинальной шкале: по вине водителя/кондуктора, по вине пассажира, личностные причины и несогласие со стоимостью проезда в общественном автомобильном транспорте.

Среди видов автомобильного транспорта в данном исследовании по номинальной шкале выделяются маршрутные такси и автобусы.

Эмпирический объект исследования: все жители города, независимо от возраста, пользующиеся общественным автомобильным транспортом в городах Академгородок и Бердск. (пассажиры, водители, кондукторы)

Методический блок.

Вид наблюдения

В данном исследовании был выбран такой вид наблюдения как скрытое, формализованное наблюдение.

Инструментарий

К проведению исследования были подготовлены карточки, отвечающие показателям.

В карточках фиксируются следующие моменты:

·  Дата (число, месяц, год);

·  Время суток и часы (чтобы отследить возможную зависимость между возникновением конфликта и временем);

·  Вид транспортного средства;

·  Опасная (или не опасная) ситуация на дороге на момент возникновения конфликта или за время его развития;

·  Количество человек, втянутых в конфликт ( в карточке максимальное количество  7 человек, потому что предполагается, что более 7 человек в конфликте не участвуют);

·  Факт участия водителя в конфликте (отвлекается ли водитель);

·  Примерный возраст людей, участвующих в конфликте в соответствии с их количеством (сколько людей какого возраста);

·  Реакция окружающих людей в соответствии с количеством (сколько людей реагирует позитивно, например);

·  Возможные причины возникновения конфликта;

·  Заметки наблюдателя на случай непонятных фактов.

Заполненные карточки прилагаются.

Инструкцию наблюдателю

Так как данное исследование строится на скрытом формализованном наблюдении, то наблюдатель должен выполнять следующие действия:

1.  не распространять информацию о том, что он проводит наблюдение;