приоритетности целей социально-экономического развития и базы прогнозно-аналитических расчетов.
Задачи дисциплины – научить студентов:
- методологическим и организационным основам прогнозирования и планирования сферы услуг;
- теоретическим основам прогнозирования и регулирования социально-экономического развития в условиях рыночной экономики;
- понимать особенности прогнозирования сферы услуг, как элемента СЭС (социально-экономической системы) и приоритетов ее развития;
- применять методы прогнозирования при составлении прогнозов на разных уровнях;
- экономическим рычагам и средствам воздействия государства на рынок, через прогноз, как элемента ГРЭ (государственного регулирования экономики);
- видам планирования (директивное, индикативное, стратегическое);
- прогнозированию и формированию темпов и пропорций структуры народного хозяйства;
- прогнозированию макроэкономических индикаторов (ВВП, ВНП, НД, ИПЦ, ЛД и др.);
- программно-целевому методу, как инструменту социально-экономического прогнозирования (ЦКП – целевые комплексные программы).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Прогнозирование развития отрасли» студент должен:
· знать:
- методологические и организационные основы прогнозирования.
- логико-информационную модель управления социально-экономической системой страны (СЭС).
- порядок разработки федерального прогноза развития СЭС и увязку его с региональными прогнозами.
- особенности прогнозирования услуг и спроса на них.
· уметь:
- определять основные показатели для различных уровней управления – федерального, регионального, отраслевого.
- рассчитывать макроэкономические индикаторы необходимые для создания индикативных план-прогнозов.
· получить навыки:
- самостоятельно и творчески использовать теоретические знания в учебном процессе.
- специальной экономической терминологии данной дисциплины.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п |
Наименование темы |
Объем аудиторных занятий (в часах) |
Объем сам. раб. студентов (в час.) |
||||
лекции |
лаб. раб. |
пр. зан. |
сем. зан. |
итого |
|||
1. |
Введение. Методологические и организационные основы прогнозирования и планирования. |
4 |
- |
4 |
- |
8 |
14 |
2. |
Прогнозирование и формирование темпов и пропорций структуры народного хозяйства. Роль сферы сервиса в народном хозяйстве. |
6 |
- |
4 |
- |
10 |
16 |
3. |
Прогнозирование и регулирование социально-экономического развития (СЭС – социально-экономической системы) в условиях рыночной экономики. |
4 |
- |
2 |
2 |
8 |
14 |
4. |
Региональное прогнозирование. Целевые комплексные программы (ЦКП), как инструмент регионального прогнозирования. |
6 |
- |
2 |
4 |
12 |
19 |
5. |
Информационная база экономического планирования и прогнозирования. Международная система экономических индикаторов (МСЭИ). |
6 |
- |
4 |
- |
10 |
17 |
6. |
Социально-экономические прогнозы. |
6 |
- |
3 |
7 |
16 |
16 |
Всего: |
32 |
- |
19 |
13 |
64 |
96 |
|
Формы итогового контроля: |
Курс. работа (проект) |
Контр. работа |
Зачет |
Экзамен |
|||
Семестры: |
- |
- |
- |
8 |
|||
Для заочной формы обучения |
|||||||
Всего: |
12 |
- |
6 |
- |
18 |
142 |
|
Формы итогового контроля: |
Курс. работа (проект) |
Контр. работа |
Зачет |
Экзамен |
|||
Семестры: |
- |
9 |
- |
9 |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Введение.
Предмет и объекты прогнозирования, содержание, задачи и принципы прогнозирования. Сущность и функции прогнозирования. Роль прогнозирования для решения конкретной прикладной задачи и оценка наиболее достоверных результатов из всей совокупности полученных решений.
Тема 1. Методологические и организационные основы прогнозирования и планирования.
Виды планирования: директивное, индикативное, стратегическое. Типологии прогнозов для региональных и глобальных систем:<население – хозяйство-природа>. Структурное построение прогностики. Методы прогнозирования и их адаптация к объекту. Сущность и классификация методов прогнозирования – (фактографические, формализованные, интуитивные, экспертные – коллективные экспертные оценки и индивидуальные). “Мозговая атака”, “Дельфи”, прогнозная экстраполяция и методы моделирования.
Практическое занятие:
Решение задач, в которых используются статистические методы, такие как, метод скользящих средних, метод экспоненциального сглаживания и другие методы. Приводятся примеры, которые подчеркивают диалектические закономерности в социально-экономических процессах. Рассматриваются прогнозы, которые были сделаны ранее, из них выделяется предсказательная и предуказательная функции, горизонты упреждения и дается оценка параметрам, которые были спрогнозированы и предлагается дать студентам
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.