Содержание учебно-методического комплекса дисциплины "Прогнозирование развития отрасли"

Страницы работы

7 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

приоритетности целей социально-экономического развития и базы прогнозно-аналитических расчетов.

Задачи дисциплины – научить студентов:

-  методологическим и организационным основам прогнозирования и планирования сферы услуг;

-  теоретическим основам прогнозирования и регулирования социально-экономического развития в условиях рыночной экономики;

-  понимать особенности прогнозирования  сферы услуг,  как элемента СЭС (социально-экономической системы)  и приоритетов ее развития;

-  применять методы прогнозирования при составлении  прогнозов на разных уровнях;

-  экономическим рычагам и средствам  воздействия государства на рынок, через прогноз, как элемента ГРЭ (государственного регулирования экономики);

-  видам планирования (директивное, индикативное, стратегическое);

-  прогнозированию и формированию темпов и пропорций структуры народного хозяйства;

-  прогнозированию макроэкономических индикаторов (ВВП, ВНП, НД, ИПЦ, ЛД и др.);

-  программно-целевому методу, как инструменту социально-экономического прогнозирования (ЦКП – целевые комплексные программы).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины «Прогнозирование развития отрасли»  студент должен:

·  знать:

-  методологические и организационные основы прогнозирования.

-  логико-информационную модель управления социально-экономической системой страны (СЭС).

-  порядок разработки федерального прогноза развития СЭС и увязку его с региональными прогнозами.

-  особенности прогнозирования услуг и спроса на них.

·  уметь:

-  определять основные показатели для различных уровней управления – федерального, регионального, отраслевого.

-  рассчитывать макроэкономические индикаторы необходимые для создания индикативных план-прогнозов.

·  получить навыки:

-  самостоятельно и творчески использовать теоретические знания в учебном процессе.

-  специальной экономической терминологии данной дисциплины.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п

Наименование темы

Объем аудиторных занятий (в часах)

Объем

сам. раб. студентов

(в час.)

лекции

лаб.

раб.

пр.

зан.

сем.

зан.

итого

1.

Введение. Методологические и организационные основы прогнозирования и планирования.

4

-

4

-

8

14

2.

Прогнозирование и формирование темпов и пропорций структуры народного хозяйства. Роль сферы сервиса в народном хозяйстве.

6

-

4

-

10

16

3.

Прогнозирование и регулирование социально-экономического развития (СЭС – социально-экономической системы) в условиях рыночной экономики.

4

-

2

2

8

14

4.

Региональное прогнозирование. Целевые комплексные программы (ЦКП), как инструмент регионального прогнозирования.

6

-

2

4

12

19

5.

Информационная база экономического планирования и прогнозирования. Международная система экономических индикаторов (МСЭИ).

6

-

4

-

10

17

6.

Социально-экономические прогнозы.

6

-

3

7

16

16

Всего:

32

-

19

13

64

96

Формы итогового контроля:

Курс. работа (проект)

Контр. работа

Зачет

Экзамен

Семестры:

-

-

-

8

Для заочной формы обучения

Всего:

12

-

6

-

18

142

Формы итогового контроля:

Курс. работа (проект)

Контр. работа

Зачет

Экзамен

Семестры:

-

9

-

9


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Введение.

Предмет и объекты прогнозирования, содержание, задачи и принципы прогнозирования. Сущность и функции  прогнозирования. Роль прогнозирования   для решения конкретной прикладной задачи и оценка наиболее достоверных результатов из всей совокупности полученных решений.

Тема 1. Методологические и организационные основы прогнозирования и планирования.

Виды планирования: директивное, индикативное, стратегическое. Типологии прогнозов для региональных и глобальных систем:<население – хозяйство-природа>. Структурное построение прогностики. Методы прогнозирования и их адаптация к объекту. Сущность и  классификация методов прогнозирования – (фактографические, формализованные, интуитивные, экспертные – коллективные экспертные оценки и индивидуальные). “Мозговая атака”, “Дельфи”,  прогнозная экстраполяция и методы  моделирования.

Практическое занятие:

Решение задач, в которых используются статистические методы, такие как, метод скользящих средних, метод экспоненциального сглаживания и другие методы.  Приводятся примеры, которые подчеркивают диалектические закономерности в социально-экономических процессах. Рассматриваются прогнозы, которые были сделаны ранее, из них выделяется предсказательная и предуказательная функции, горизонты упреждения и дается оценка параметрам, которые были спрогнозированы  и предлагается дать студентам

Похожие материалы

Информация о работе