Современная ситуация в сфере познания права и правовой системы. Проблемы методологии и методы познания права. Критерии определения эффективности права, страница 6

Черненко. Элементы новой системы права:

1.  Жизненные процессы, естественно-правовые ценности.

2.  Правовые нормы, обеспечиваемые принудительной силой государств.

3.  Правовые принципы и установки

4.  Правовая политика.

5.  Право в динамике.

2)  Описательный тип правопонимания. Признаки:

1) Право есть система норм. Находится в определенной взаимосвязи, логична, порождает институты и отрасли права.

2) Право познается через его свойства в реальной жизни. Инструменты — правотворчество, правореализация толкование права.

Правотворчество (нормативное (законное и подзаконное) и ненормативное), правореализация, толкование права.

Толкование:

1.  Официальное

1.1 Нормативное

     1.1.1 Делегированное

     1.1.2 Казуальное

2.  Неофициальное

1.1 Доктринальное

1.2 Обыденное

1.3 Профессиональное

3.  По объему

Две стадии: уяснение и разъяснение

1.1  Филологическое (грамматическое)

1.2  Логическое

1.3  Системное

1.4  Специально-юридическое

1.5  Историко-юридическое

Техника правотворчества связана с этими способами толкования.

3)  Системно-содержательный тип. Интегрирует в себе генетический и описательный типы.

1. Строгое соответствие нормы права объективным закономерностям развития общества.

2. Право в интегральном единстве со свободой.

3. Справедливость, равенство, долг.

4. Практическая реализация принципов права

5. Единство компонентов права.

24.10.2011

Тема 5

Принцип справедливости

УПК (ст. 6), АПК.

  Черненко: Принцип справедливости — человеческие потребности и интерес в нравственном и правовом пространстве.

Точки зрения:

- Идея справедливости, ее нравственная и правовая перспективы должны присутствовать в каждой личности, в обществе и государстве.

- Идея справедливости ставится под сомнение. Субъективные свойства позитивного права. Выбираются только те общественные отношения, которые представляют интерес для государства, а интерес государства, личности и общества не всегда совпадают.

- Отрицает возможность регулирования справедливости через нормы позитивного права.

1)  Определение формальной справедливости

Первый этап: Осуществляется анализ права и нравственности как необходимых элементов справедливости, как самостоятельных сторон справедливости. Справедливость определяется и правом, и нравственностью (моралью).

Второй этап: 1) Анализ права как необходимых элементов справедливости. То есть справедливость, с одной стороны, обязательно определяется правом, с другой стороны, моралью. 2) Право и справедливость как содержательное единство.

Анализ первого этапа — свобода регулируется следующими правовыми и моральными категориями:

а) правовая сфера — внешняя свобода, которая формально закрепляется.

В праве и морали проявляются социальные нормы, в отличие от правовых, интересы ограничений не имеют.

Внутренняя свобода определяется моральными и внешними связями, правом, должна взаимодействовать, а не противопостоять друг другу.

Анализ второго этапа:

а) единым для права и морали является правда или истинность. Возможно ли совпадение истинности у общества и государства?

б) Регулирование свободы через закон и совесть, которые определяет уровень морали.

в) Обязательный минимум прав.

Вывод: Свойство права как формальной справедливости вводит исследователя в мир естественного права. А это свойство выводит каждого субъекта права на формальную свободу осуществлять контроль деятельности государства. Если мы сочетаем мораль и право, это две стороны одной медали и позволяет осуществлять контроль за деятельностью органов власти.

-2-

Содержательное определение

Справедливость через единство прав.-ти и права, которые определяют сущность справедливости.

Алгоритм превращения:

Формальная справедливость по содержанию:

1.  Справедливость субъективной воли индивида

2.  Принудительная справедливость — гарант личной свободы.

Вывод:

3.  Справедливость должна реализовываться через системность законодательства, правореализации и правосодержания. А принцип справедливости должен ограничивать право в рамках морали.