Под тем же 1501 г. Псковская Первая летопись называет пришедших в Псков «помещиков новгородских»; впрочем, текст, по определению А. Н. Насонова, восходит к своду 1547 г., а поэтому и здесь возможна ретроспекция терминологии.
Для истории термина особенно важно выяснить, как его использовали в официальных документах. Если в судебных делах, как видно по тяжбе Гладкого, слово «поместье» появляется на рубеже XV-XVI вв., причём скорее в речи сторон, чем в официальном тексте, то жалованные грамоты вне Новгорода вводят его осторожно и не вдруг. В декабре 1506 г. Василий III выдал жалованную грамоту Борису Захарьевичу Бороздину с сыном. В грамоте не сказано, в поместье или вотчину жалуется земля, но добавлено, «что было то селцо и деревни за Ондреем за Слизневым в поместье». Однако в большинстве грамот начала XVI в. нет даже такого ретроспективного употребления термина. В грамоте Болотниковым от января 1530 г. (Вяземский уезд) снова говорится о поместье применительно к прежнему владельцу.
Впервые при пожаловании само владение называют поместьем в 1533 г. в грамоте Василия III Михалю Ильину сыну Гиневлю, после чего им пользуются систематически. В составленных в 1504 г. подробнейших межевых грамотах тщательно описываются границы между землями Ивана III и уделом его сына Юрия Ивановича, княжившего в Дмитрове и Звенигороде. Слово «поместье» в этом источнике не употребляется, но как справедливо отмечает Ю. Г. Алексеев, вотчины и поместья описаны в этих межевых по-разному. Попросту говоря, деревня такого-то — это вотчина, а деревня за таким-то — поместье. Но уже в 1506 г. в духовной Волоцкого князя Фёдора Борисовича упоминаются «Игнатьего поместья Глазатого да Пронино поместье Плотниково». Называются поместья и в духовной грамоте углицкого князя Дмитрия Иваговича в 1521 г.
Можно предположить, что термин «помещик» возник раньше, чем термин «поместье», и первоначально означал служилого землевладельца, помещённого или «испомещенного» на новом месте. Помещик — тот, кто помещён. Поместье же — вторичный термин, обозначающий владельца поместья. В пользу этой гипотезы В. Б. Кобрина говорят некоторые факты, а, именно, «пришлость» людей, названных «помещиками» в Дворовых тетрадях соответствующих уездов по отношению к их владениям, доказываемая с помощью антропонимики, причём это помещики в первоначальном смысле слова. Во второй половине XVI в. существовал аналогичный термин «жилец»: так, служилые люди, переселённые в Казанский край, в документах были записаны, как «казанские жильцы».
Помещики, действительно, зачастую были новыми людьми в своих уездах: ведь начало поместных раздач было связано с перемещением новгородцев в «замосковные» города, а москвичей — в Новгороде: на суде С. Дудиным монастырём Скарятин как раз подчёркивает, что он — пришлый и не имеет старожилов в своём поместье не имеет, он «зъведен», «сведен» в Новгородский уезд, т. е. перемещён.
Подведём краткиё итог работы. Разница между поместьем и вотчиной вначале состояла не в обязанности службы — ведь все вотчинники, кроме мельчайших, служили. Право наследования было также характерно не только для вотчины, но и для поместья. Главное отличие состояло в том, что поместье нельзя было ни продать, ни отдать в монастырь. Правда, на практике иногда встречались случаи, когда поместья закладывали (ранее было упомянуто дело Шенуриных, где был отмечен заклад поместья), вероятно, с переходом к новому владельцу обязанности служить. Но отчуждение поместной земли в монастырь было грубым нарушением закона.
Таким образом, задачи, поставленные в начале доклада, решены и цель достигнута.
Использованная литература:
Алексеев Ю. Г., Копанев А. И., статья «Развитие поместной системы в XVI в.»//«Дворянство и крепостной строй в России, XVI-XVII века», Москва, 1975 г., стр. 57-69;
Кобрин В. Б., «Власть и собственность в средневековой России (XV-XVI вв.)», Москва, 1985г., гл. 3 «А взыщет поместник на помесчике»;
«Советская историческая энциклопедия», Москва, 1968г., т. 11, стлб. 397.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.