х1δ11 + х2δ12 + ….. хnδ1n + ∆1p = 0,
х1δ21 + х2δ22 + ….. хnδ2n + ∆2p = 0,
х1δn1 + х2δn2 + ….. хn (δnn + γn) + ∆np = 0,
где δik и ∆ip – соответственно единичные и грузовые перемещения
основной системы.
γn – угол поворота подошвы под действием единичного момента.
Расчетная схема Метрогипротранса пригодна не только для расчетов по методу сил, но и для расчетов по методу перемещения в форме, разработанной доктором технических наук Н.Н. Шапошниковым. При выполнении расчетов на ЭВМ. Метод перемещения имеет существенное преимущество перед методом сил, заключающееся в значительных упрощениях процесса вычисления коэффициентов канонических уравнений.
5. Краткое описание способа сооружения тоннеля.
Сооружение тоннелей горным способом в основном состоит из процессов, связанных с освобождением выработки от грунта и возведением бетонной обделки.
Горный способ постройки объединяет ряд способов работ, изменяющихся в зависимости от свойств проходимых грунтов и размеров тоннеля. Каждый, из этих способов основан на разработке грунта в выработке по частям с немедленной установкой временной крепи, также по частям возводится и бетонная обделка.
Основные тоннельные работы выполняют по принципу организации работ поточным или кольцевым способом. По первому способу отдельные работы , например разработку грунта, бетонирование обделки и раскружаливание, ведут с некоторым отставанием друг от друга, параллельно, со скоростью, равной скорости продвижения забоя.
При кольцевом способе расширение выработки и кладку ведут в пределах коротких участков – колец – длиной 3 – 6 метров, разделенных между собой неразработанным массивом, длиной в два – три кольца. Работы в соседнем кольце начинают по достижении бетоном обделки предыдущего кольца достаточной прочности. Кольцевой способ применяют, когда устойчивость грунта в выработке, раскрытой на большой длине, сомнительна. По порядку расширения и закрепления выработки различают три основных способа производства работ.
1. Способ оперного свода.
2. Способ опорного ядра.
3. Способ ядра с податливой оболочкой.
На рисунке цифрами обозначено очередность работ: арабскими – выемка породы; римскими – кладка свода.
Способы разработки грунта.
Разработку грунта в выемках тоннелей, сооружаемые горным способом, выполняют главным образом буровзрывным способом. Значительно реже для этой цели применяют пневматические отбойные молотки; обычно ими выравнивают контур выработки после буровзрывных работ.
Для разработки слабых грунтов с коэффициентом крепости f < 1,5 применяют пневмолопаты, работающие по тому же принципу, что и отбойные молотки.
Специальные проходческие машины, разрабатывающие грунт в забое на полный профиль, используют обычно при строительстве тоннелей кругового очертания.
Буровзрывной способ разработки грунта включает бурение шпуров, их заряжение взрывчатым веществом (ВВ) и взрывание. Бурение шпуров производится пневматическими или гидравлическими бурильными машинами.
Для взрывания грунтов используют различные ВВ, из которых наиболее распространение получили аммониты, изготовляемые из аммиачной селитры (85 – 88 %)с добавлением нитросоединений и легковоспламеняющихся органических веществ. Аммониты отличаются безопасностью и сравнительно низкой стоимостью.
Погрузка грунта.
После взрывания, проветривания, осмотра забоя и оборки профиля приступают к погрузке грунта в транспортные средства. Эта операция в проходческом цикле – самая трудоемкая и обычно полностью механизирована.
Породопогрузочные машины имеют сравнительно небольшие размеры и специально приспособлены для работы в стесненном пространстве подземной выработки. В тоннельном строительстве используют пневмоприводные и электроприводные машины.
Для погрузки грунта в выработках большого поперечного сечения применяют экскаваторы на гусеничном ходу. С целью снижения рабочей высоты и увеличения производительности тоннельные экскаваторы оборудуются не прямой лопатой, а телескопической совковой, которая загружается разрушенным грунтом за одно черпание.
Тоннельный траспорт.
Тоннельный транспорт необходим для перевозки разработанного грунта от забоя за пределы тоннеля в отвал и для подвоза строительных материалов и оборудования с поверхности в подземную выработку. Обычно в подземном строительстве используют рельсовой транспорт узкой колеи.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.