f(F) |
f(F) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
w1
|
w2
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
0 |
F* F |
0 |
Ф* Ф |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Если F* – некоторое заданное значение случайной величины F, то площадь w1 – это вероятность того, что значение случайной величиныF будет больше F*, то есть
w1 = Р (F>F*).
Если Ф* – некоторое фиксированное значение случайной величины Ф, то площадь w2 – это вероятность того, что значение несущей способности Ф окажется меньше требуемого Ф*, то есть
w1 = Р (Ф < Ф*).
Так как F и Ф, будучи сравниваемы, измеряются в одних и тех же единицах, то их можно изобразить на одном графике.
f (F), f (Ф) |
f (F) f (F) w2w1 w3
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
0 |
sF |
F*=Ф* |
sФ |
|
F, Ф |
В предельном состоянии резерв прочности Z= 0, то есть F = Ф. Этому случаю на графике соответствует точка пересечения кривых f(F) и f(Ф). При этом указанные площади w1, w2,w3 будут равны соответственно:
w1
|
– вероятность появления нагрузки, большей, чем F*, а так как мы рассматриваем случайF = Ф, то это вероятность появления разрушающей нагрузки, то есть нагрузки, превышающей Ф*; |
||
w2
|
– вероятность того, что F* < F*, а так как рассматривается случай F = Ф, то это вероятность того, что несущая способность окажется меньше заданной нагрузки, то есть вероятность разрушения; |
||
w3 |
– вероятность неразрушения, то есть надежность. |
||
Если надежность недостаточна, надо или увеличить несущую способность (при этом кривая f(Ф) смещается вправо) или уменьшить нагрузку (при этом кривая f(F) смещается влево).
В рассмотренном выше описании не учитывался фактор времени. На самом деле F и Ф изменяются во времени: из-за развития транспорта изменяется характер нагрузки и режимы загружения, возникает коррозия металла, изменяются физико-механические характеристики бетона, возникают усталостные повреждения и т.д.
F, Ф |
|
|||
0 |
Т |
Поэтому вид выражения, определяющего надежность
Р ((Ф – F) > 0) = Р (Z > 0) ³ Рн ,
становится более сложным и должен быть записан в виде
Р (Z(t) > 0) = Р ((Ф(t) – F(t)) > 0) ³ Рн .
Вероятность безотказной работы сложной системы, например, строительной конструкции, может быть найдена по вероятностям безотказной работы ее отдельных элементов в зависимости от структурной схем системы. Например, при последовательном соединении элементов, когда система теряет работоспособность (переходит в предельное состояние) при отказе хотя бы одного элемента, ее надежность будет
где |
i – номер элемента в системе; Рi(t) – вероятность безотказной работы (надежности) i-того элемента; п – число элементов в системе. |
В настоящее время непосредственные расчеты по изложенной методике (то есть непосредственно вероятностные расчеты) не ведутся из-за крайне недостаточных статистических характеристик по свойствам материалов, величинам нагрузок, влияния технологических факторов, точности монтажа, величинам нагрузки и т.д., тем более с учетом фактора времени.
Расчеты на надежность в более явном вероятностном виде стали использовать при оценке эксплуатируемых сооружений.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.