Современное состояние и тенденции развития ядерной энергетики в странах Западной Европы. Часть I (Этапы развития и современное состояние), страница 4

Бельгия одной из первых стран Западной Европы приступила к осуществлению ядерно-энергетической программы: первая опытная АЭС с реактором PWR была построена в Моле в 1962 г. В 1967 г. совместно с Францией была сооружена АЭС Chooz А. Затем были введены в эксплуатацию семь блоков АЭС общей мощно­стью 6 ГВт. Предполагалось строительство еще одного блока, но после аварии на Чернобыль­ской АЭС от проекта отказались. Бельгия вошла в долевое участие при сооружении АЭС во Франции (Chooz В 1 и В 2) и получении с них электроэнергии, а также принимала участие в создании реактора Superphenix. На АЭС Бельгии производится около 60% общего объема элек­троэнергии. В 1999 г. коалиционное правитель­ство, состоявшее из представителей партии ли­бералов, социалистов и «зеленых», решило ог­раничить срок эксплуатации АЭС 40 г., т.е. все АЭС предполагалось закрыть к 2014—2025 гг. Это решение имело политический характер и не было согласовано с эксплуатирующей фирмой Electrabel. В 2002 г. кабинет министров одобрил окончательный вариант нового закона о выводе АЭС из эксплуатации, начиная с 2015 г. Однако в случае чрезвычайной ситуации с энергоснаб­жением АЭС будут продолжать эксплуатиро­вать. При этом должна быть разработана про-


14


АТОМНАЯ ТЕХНИКА ЗА РУБЕЖОМ, 2006, № 4



грамма замены АЭС другими источниками элек­троэнергии с учетом намеченного снижения вы­бросов С02 на 7,5% в период 2008—2012 гг. Ис­пользование возобновляемых энергоносителей обеспечит выработку только 10% общего объе­ма электроэнергии, необходимого к 2020 г. При отказе от АЭС цена на электроэнергию вырас­тет, и к 2015 г. Бельгия будет вынуждена импор­тировать 85%о общего потребляемого объема энергоносителей в виде газа [6].

В Нидерландах вопрос о закрытии единст­венной АЭС Borssele является постоянной темой как парламентских дебатов, так и предвыборной политики партий. Доля АЭС в производстве электроэнергии незначительна (4—6%>). Совре­менное правительство подтвердило намерение эксплуатировать АЭС до конца ее 40-летнего срока службы, т.е. до 2013 г.

В настоящее время готовится поправка к за­кону о ядерной энергетике, которая должна по­зволить правительству оказывать влияние на досрочное закрытие АЭС Borssele. По новому закону владелец АЭС, фирма EPZ, должна по­лучить значительную компенсацию при досроч­ном закрытии АЭС в размере не менее 1,3 млрд евро. Новый закон предполагается принять до проведения выборов в парламент, которые должны состояться в мае 2007 г. [7].

Строительство и эксплуатация АЭС и пред­приятий ядерного топливного цикла в Швеции регулируется тремя основными законами: о ядерной деятельности от 1984 г., о радиацион­ной защите от 1958 г. и о финансировании бу­дущих затрат на ядерный топливный цикл от 1981 г. Закон о ядерной деятельности запрещает строительство новых АЭС. Часть действующих АЭС имеет лицензию на эксплуатацию до 2010 г., но у большей их части лицензия с от­крытым сроком эксплуатации. Однако по суще­ствующим законам любая АЭС может быть за­крыта, если орган безопасности признает ее не­надежной. В Швеции также действует закон об экспроприации, по которому государство не может изымать из собственности частных фирм их предприятия, если их владелец не согласен с предоставляемой ему компенсацией. Но в осо­бых случаях государство может забрать АЭС у ее владельца и закрыть, если владелец отказыва­ется сам остановить (или прекратить) ее экс­плуатацию [8].

Современное состояние и будущее ядерной энергетики Швеции во многом зависит от поли­тической ситуации в стране. Через год после аварии на АЭС Three Mile Island в 1980 г. в Швеции был проведен референдум, по результа-


там которого парламент разрешил фирмам экс­плуатацию 12 энергоблоков АЭС, которые дей­ствовали или строились, но запретил строитель­ство новых блоков. После аварии на Чернобыль­ской АЭС парламент в 1988 г. решил начать закрытие всей ядерно-энергетической програм­мы, выводя из эксплуатации по одному энерго­блоку в год, начиная с 1995 г. С учетом важно­сти АЭС для национальной экономики Швеции были добавлены следующие условия к решени­ям парламента от 1980 и 1988 гг.: