Аналогичная система применяется и по отношению к муниципальным образованиям. Вопросы, имеющие значение для всего субъекта РФ решают органы власти данного субъекта, а вопросы имеющее местное значение – муниципалитеты. Так, именно муниципалитетам предоставлено право устанавливать порядок составления и рассмотрения проектов местного бюджета, о вопросы оказания помощи местным бюджетам решают субъекты РФ. Не менее важным в бюджетном процессе являются гарантии бюджетных прав. В Бюджетном кодексе РФ установлена ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Правом применения санкций наделены руководители органов Федерального казначейства.
В соответствии с Конституцией РФ бюджетная система России трех уровневая. Каждый из уровней самостоятелен и не входит своими доходами и расходами в бюджет вышестоящего уровня. Однако все уровни очень тесно связаны между собой. Основным выражением этой связи является передача части средств из одного уровня другому.
Теперь вам надлежит уяснить значение каждого из этих уровней. Для начала Вы знакомитесь с понятием «консолидированный бюджет». Обратите внимание, что этот бюджет не утверждается как закон и, в первую очередь, является статистическим показателем и его значение определяется тем, что он обеспечивает агрегированные данные, характеризующие совокупные финансовые ресурсы, централизованные в пределах определенной территории.
Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения этих функций в их распоряжении формируется значительный финансовый фонд – федеральный бюджет. Изучая доходы федерального бюджета, обратите внимание, что они формируются в основном за счет налоговых поступлений, а среди последних основное место занимают косвенные налоги. За счет средств федерального бюджета финансируются расходы, имеющие общегосударственное значение.
Обратите внимание на структуру расходов, выделите расходы, имеющие наибольший удельный вес и уясните причины такого преобладания, обратите внимание на расходы, которые финансируются исключительно из федерального бюджета, попробуйте ответить на вопрос, почему именно эти, а не другие расходы финансируются из федерального бюджета.
Разбирая региональные бюджеты, обратите внимание на структуру их доходов и расходов, выделите основные направления использования средств этих бюджетов. Еще раз вспомните, что понимается под собственными и регулирующими доходами, чем дотации отличаются от субвенций и субсидий и какая форма оказания помощи предпочтительнее для того кто ее оказывает и для того кто ее получает.
Обратите внимание на специфику формирования доходов местных бюджетов и на расходы, которые финансируются из этих бюджетов, какие расходы занимают наибольший удельный вес среди расходов местных бюджетов и почему. Чем определяется значение местных бюджетов и с какими проблемами сталкиваются органы местного самоуправления при формировании своей доходной базы.
Обратите внимание на классификацию расходов бюджетной системы по функциональному, ведомственному и экономическому признаку.
Изучая «капитальные расходы» и «текущие расходы», разберитесь в экономическом смысле такой классификации, по каким причинам она была введена в РФ, тогда как в централизованной экономике деление расходов бюджета по этому признаку не осуществлялось.
Изучив динамику расходов бюджетов разных уровней и изменение их структуры, выделите процессы, происходящие в настоящее время в расходной части бюджетов.
Разберитесь, какой объем средств выделяется на финансирование социально-культурной сферы, на поддержку различных отраслей экономики. Учтите, что средства бюджета не единственный источник финансирования социальных затрат, исключительно большое значение здесь имеют специальные внебюджетные фонды: пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.